search
main
0

​Преподавание – существование в системе неопределенности

У С.Довлатова есть рассказ «Куртка Фернана Леже» о том, как приехавшая из Парижа знакомая раздавала подарки.

Главному герою досталась старая вельветовая куртка с оборванными пуговицами и следами краски. Он сначала расстроился, но узнав, что куртка принадлежала знаменитому художнику Леже, носил ее лет восемь, всякий раз поражаясь уникальной вещи, пронзившей его сердце. Выражаясь языком сухой психологии, куртка стала для нашего героя личностным мотивом, отправной точкой к новой жизни, к просвещению и собственным открытиям. Подарок этот стал не материальной, а в первую очередь педагогической ценностью.В начале 2014-2015 учебного года методист Городского методического центра попросила дать мастер-класс по теме «Использование системно-деятельностного подхода при формировании метапредметных знаний». Я с удовольствием согласился, готовился недолго, но усердно. Мастер-класс, выражаясь языком телеграмм, прошел с успехом, был счастливый вечер и хорошее настроение на всю неделю, но каждый день готовит свои сюрпризы. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», – говорил философ Гераклит. Преподавание – это тоже существование в системе неопределенности. Уже в восьмидесятых годах прошлого столетия исследователи высказали сомнение в существовании абсолютно схожих учебных ситуаций и условий, а создать универсальный педагогический инструментарий невозможно. При современном потоке информации профессия педагога непосредственно связана с новыми идеями и поиском новых решений.В ответ на подобный вызов родилось педагогическое кредо – крепко стоять на ногах, навечно вцепившись в свои корни, ибо «чтобы стоять, я должен держаться корней». «Корни» – глубокое знание предмета, гибкость поведения и стремление к саморазвитию – три ключевые педагогические ценности, на которых зиждется личностный потенциал. Эти аксиологические начала позволяют сохранять вековые традиции российского образования и быть готовым воспринимать современные новации. К нововведениям и альтернативным подходам к преподаванию я приспособился с самого начала моей педагогической карьеры, со второй половины 90-х годов – эпохи настоящего творческого расцвета школы, когда, как неоднократно замечал Е.Ямбург, горящие глаза учителей были главным достижением времени. Учебные заведения были в постоянном поиске новых технологий и форм работы с учениками. Тогда рождались мои главные педагогические смыслы и приоритеты, которые в будущем только огранялись, как драгоценные камни.Главный приоритет работы учителя – толерантное, даже деликатное отношение к каждому ученику, основанное на идеалах гуманизма и человеколюбия. Как утверждал П.Сорокин, «гуманистические начала априорно должны лежать в основании любой деятельности…». Этим приоритетом, на котором построена личностно ориентированная и системно-деятельностная педагогика, определяются все взаимоотношения учителя с учениками, коллегами, родителями, администрацией, ибо никакая оценка или различие мировоззрений не дают права унижать человеческое достоинство любого участника образовательного пространства – от первоклассника до министра.Основополагающим смыслом, целью работы преподавателя считаю помощь каждому научиться добросовестно трудиться, объективно оценивать себя и окружающих и определить свое место в многообразном мире. Когда готовишься к занятию, то перед глазами отчетливо проплывают лица учеников – улыбка одного, удивленный взгляд второго или взмах руки всезнающего третьего, и ты понимаешь: эту мысль ради первого надо раскрыть на жизненном примере, ради второго повторить трижды – на словах, на доске и в презентации, а третьему во время объяснения темы дать индивидуальное задание повышенного уровня.С учетом психофизических особенностей современных подростков мотивация становится важнейшим смыслом педагогики. Интерес к предмету способен повысить и качество, и уровень освоения личностных, предметных и метапредметных знаний. Мотивация неразрывно связана с прогнозированием педагогического процесса, умением преподавателя предвидеть реакцию ученика. Иногда ты предлагаешь ему выполнить задание и уже находишься в предвкушении вашего общего успеха, но вдруг осечка: он не справился, проект не завершен. Надо искать причины неудачи в самом себе: некорректно сформулировал вопросы, переоценил возможности ученика или не учел какие-то детали, поэтому организация деятельности обучающихся на занятии, прогнозирование их достижений в процессе овладения компетенциями помогают мне в реализации поставленных целей.Преподавательская профессия, как показывает практика, требует постоянного самообразования, поскольку, если я «получил эту роль, мне выпал счастливый билет», то призван подарить студенту «куртку Фернана Леже», то есть найти путь к каждому, предоставить нечто, что растопит лед его сердца и поможет ему обрести самого себя.Аркадий ШАЙКИН, преподаватель истории, обществознания, основ философии КАИТ №20

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте