search
main
0

​Позиция. Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии, академик РАО:

– В течение нескольких десятилетий мы ведем анализ школьной мотивации детей 6-7 лет. У нас есть исследование середины конца 60-х, середины конца 70-х, 80-х, 90-х, сейчас мы заканчиваем практически десятилетние исследования развития детей 6-7 лет. То есть мы пытаемся получить популяционный срез, портрет ребенка, который сегодня приходит в школу. В рамках этого исследования, где мы анализируем комплекс показателей развития, мы анализируем и школьную мотивацию. Так вот оказалось, что больше 80 процентов детей сегодня либо боятся (что печально), либо не хотят идти в школу. Так как мы анализируем, как идет дошкольная подготовка, то у нас есть все основания считать: во всем виновата система неадекватных требований, система обучения, резкое изменение социальной ситуации развития ребенка.

Взрослые завышают требования, но мотивация ребенка поддерживается двумя условиями – интересом и удачей. То, что мы требуем от ребенка, должно быть достижимо. Если у ребенка не получается, если он живет в ситуации неудачи (а стресс неудачи убивает мотивацию), если ребенок постоянно живет в ситуации, когда от него что-то требует воспитатель, требуют другие взрослые, а он выполнить этого не может сегодня, завтра и послезавтра, если его за это ругают даже очень ласковым голосом или не ругают, но каждый раз указывают на то, что не получилось (опять не получилось, снова не получилось), то у него вообще никогда это не получится. На самом деле очень важно, чтобы первые годы ребенка были периодом интенсивного, активного двигательного развития. К сожалению, этим в наших детских садах не занимаются. Наши дети в основном сидят за компьютером, за письменным столом. Мы фактически лишили сегодняшнего дошкольника игры, посадили его с трех лет, а часто и с года, за школьную парту. Есть такой ложный посыл: сначала говорили, что окно развития ребенка закрывается в 4 года, потом – в 6 лет. Должна сказать как нейрофизиолог, что окно развития не закрывается ни в 3, ни в 6, ни в 9, ни в 12 лет. Теперь мы считаем, что оно вообще не закрывается никогда, открыто в течение всей жизни человека. Ключевой момент понимания индивидуального темпа развития ребенка чрезвычайно важен. В любой рекомендации, в любой книжке, даже в книжке «После 3-х уже поздно», которую часто родители теперь берут как молитвенник, написано: «Нет общих рекомендаций, нет общего темпа, нужно следовать за ребенком, дети разные». Раннее развитие – это прежде всего полноценное двигательное развитие ребенка, все движения, которые позволяют ребенку быть координированным, которые улучшают его физическое развитие, очень значимы. Результаты исследования показывают несоответствие не столько когнитивного развития, сколько запаса сведений и знаний, которые имеет ребенок, его физического развития. Он знает, казалось бы, очень много, но при этом не выполняет самые элементарные движения, так как его двигательным развитием никто не занимался, и это очень большое упущение. Восполнить все это потом достаточно сложно, ведь когда многие родители следуют принципу «после 3 лет развивать уже поздно», они считают после трех поздним именно интеллектуальное развитие.Детский сад нужен, потому что современные дети лишены общения со сверстниками, исчезла культура двора, очень маленькие семьи. У детей, приходящих сегодня в школу (это тоже результаты нашего анализа), очень мал круг общения со сверстниками. Но хорошо известно: пока ребенок не начинает общаться со сверстниками, он часто не говорит. Его родители понимают, но как только возникает потребность в речи, он начинает говорить. Должна сказать, что если ребенок будет готов к чтению, если мы его подготовим, то он будет читать, даже если мы ему запретим. Важно так выстроить систему подготовки, чтобы она была адекватна ребенку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте