Что происходит сегодня с системой повышения квалификации учителей? Этот вопрос, как мне кажется, обсуждается куда реже, чем он того заслуживает, хотя имеет прямое отношение к реформе педагогического образования. С чем связана необходимость перемен в системе повышения квалификации? Во-первых, с постоянными изменениями на федеральном уровне, с регулярным появлением новых законов и нормативных актов, напрямую касающихся школы. Кто может все это прокомментировать учителям и управленцам, подробно объяснить, что стояло за тем или иным нововведением и каких последействий от него ждать? К сожалению, в большинстве случаев педагогам остается полагаться лишь на сарафанное радио, на вездесущий Интернет, и лишь в некоторых регионах за решение этой задачи берутся те, чьей прямой обязанностью это, собственно говоря, и является, – институты повышения квалификации.
Какие проблемы сейчас стоит особенно активно обсуждать в системе ИПК? Только что приняты примерные образовательные программы для основной школы, с 1 сентября по ним придется работать всем педагогам без исключения. Готов к этому среднестатистический учитель? Очевидно, нет. Может ли он ждать год, два, когда до него дойдет очередь попасть на курсы повышения квалификации, где ему наконец-то все подробно расскажут и объяснят? И снова нет. И кто должен взять на себя эту работу, если учесть, что районные методкабинеты в большинстве субъектов Федерации давно приказали долго жить? Система повышения квалификации должна стать более гибкой и мобильной. Незамедлительно реагировать, во-первых, на все законодательные изменения на федеральном уровне, чтобы педагоги не оставались с ними один на один. Во-вторых, удовлетворять конкретные потребности школы и учителя. Ведь все мы разные. У преподавателей со стажем одни вопросы, у молодых – совсем другие. Одним не хватает воспитательных навыков, другим – предметных, у кого-то не получается готовить к ЕГЭ или ОГЭ, кто-то хочет наконец-то разобраться с тем, что такое портфолио, или заняться оценкой качества образования. Профессиональный стандарт педагога требует от учителя знаний, которых он скорее всего в вузе в должном объеме не получил: как работать с одаренными учениками или, напротив, с подростками с девиантным поведением, с детьми, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем, с инофонами, для которых русский язык неродной. На эти вызовы и должна реагировать система повышения квалификации, причем реагировать оперативно. Но опросы, которые мы проводили в рамках некоторых проектов, показывают, что учителя, к сожалению, часто не находят ответов на волнующие их вопросы в действующих программах повышения квалификации, более того, большая часть ИПК продолжает работать по старым (позавчерашним) программам, имеющим мало общего с окружающей нас действительностью. Лекторы исходят не из того, что нужно учителю, а механически воспроизводят уже отработанные практики.Выход, как мне кажется, в демонополизации системы повышения квалификации. В создании лицензированных структур, альтернативных традиционным ИПК, реализующих современные, действительно необходимые учителю программы. Такие примеры есть, теперь важно, чтобы они стали не единичными, а массовыми.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии