search
main
0

​Похороны филфака

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, литературовед, писатель:

– Возвращение литературе статуса обязательного экзаменационного предмета – это важное политическое решение. Но, как всякое важное политическое решение, оно должно быть обдумано и в своих следствиях. Если этот экзамен будет обязательным, то и учительская нагрузка вырастет. А значит, чтобы не начался тихий саботаж, нужно предусмотреть и дополнительные часы, и дополнительные деньги. Второе, что нельзя упустить: как всякое политическое решение, оно тут же будет обрастать бюрократическими следствиями, потихонечку найдутся люди, которые захотят увести замысел совсем в другую сторону.Учителя в один голос говорят, что нельзя  по аналогии с единым учебником истории создавать единый учебник литературы. А слухи об этом уже пошли. Этот предмет нуждается не в фактах и не в концептах, а в живом творчестве, которое может обеспечить только вариативность. Другой вопрос, что в стандартах обязательно должно быть обозначено то ядро русской классической и мировой литературы, мимо которого не может пройти ни один читатель, то поле единства, которое нас и формирует.В то же время если живая, современная литература не придет в школьное пространство, то классика сама по себе работать не будет. Необходимо поддерживать проекты, которые вовлекают современную русскую литературу в школьное пространство. Один из таких проектов  был запущен в Хакасии, где школьники будут выбирать любимого детского писателя. Будут настоящие выборы с  дебатами на местном телевидении, с подведением итогов на культурном форуме в июне. Есть премия «Учительский Белкин», создаются аудиосборники, когда замечательные актеры записывают для публичного, бесплатного использования отрывки и целые книги русской мировой классики. И еще одно важное замечание. Живое творчество есть путь к литературе. Любой подросток пытается писать, но мы не выстраиваем мост между его полудетским творчеством и большой литературой. Выдающийся методист Мария Рыбникова когда-то  говорила, что надо проделать путь от маленького писателя к большому читателю. А ведь литературные кружки – они исчезли. В системе дополнительного образования сейчас начинается реформа, много там хорошего предусмотрено, но я, например, ничего не нашел в новых планах Министерства образования и науки про литературные кружки. И последнее. Откуда брать кадры? Сегодня филологическое образование в стране уничтожается. Уже есть как минимум два федеральных университета, в которых нет филологических факультетов. Число бюджетных мест для филологов уменьшается. Значит, обслуживать все эти грандиозные проекты будет в ближайшее время некому.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте