На входе и выходе в школу дети прикладывают карту, и в тот же момент эсэмэска с отчетом отправляется родителю. Ребенок получает оценку, и в тот же момент эсэмэска с отчетом отправляется родителю. Ребенок расплачивается за обед в столовой специальной картой, и в тот же момент эсэмэска с отчетом отправляется родителю. А также электронный дневник, в некоторых случаях – и прямая видеотрансляция из школы на родительский компьютер…
Вы скажете: реалии нового информационного общества. Я бы назвал это тотальным контролем. Что за человека мы хотим воспитать таким образом? Привыкшего быть «под наблюдением»? Для него, наверное, все потрясшие сейчас мировое сообщество «разоблачения» пресловутого Сноудена будут вещами вполне обыкновенными. Жить с ощущением того, что за тобой следят: родители, директор, учителя… Тебе не особенно доверяют: ни твоему слову, ни тому, как ты можешь потратить деньги. И отдельное удовольствие, кайф – выпасть из зоны, где за тобой наблюдает «большой брат».А дальше мы красиво говорим о новых стандартах, личностных результатах, метапредметности, развитии творческих способностей и многих-многих инновациях. Только что им за цена в среде тотального контроля? Не оборачиваются ли они в один момент фикцией? О каком воспитании умения выбирать мы можем говорить в случае одетого в форму человечка, каждый шаг которого протоколируется и снимается на видео? Это, кажется, уже будет псевдовыбор, да и псевдоличность, чем-то напоминающая героя замятинского «Мы».Как мне кажется, доверие – один из важнейших педагогических инструментов. Тонкий, сложный и не такой гарантированно простой, как учет и контроль. Исключая ситуацию доверия как образовательную и воспитательную в общении ученика и родителя, ученика и учителя, учителя и родителя, мы можем повредить что-то очень важное, что восстановить будет куда сложнее. Ведь, создавая пространство школы, мы создаем модель общества будущего.Я абсолютно уверен, что, даже отторгая то, что предлагает система, ребенок внутренне впитывает эти «коды», и они рано или поздно всплывут в его взрослой жизни. Если в семье закладываются модели поведения человека в личной жизни, то в школе – модели для жизни в социуме. Ребенок, у которого не будет первого в жизни решения показать маме дневник с двойкой или признаться папе в том, что деньги со школьных завтраков он потратил на игровые автоматы, станет еще более инфантильным (а наши «компьютерные» дети и так инфантильнее с каждым годом). Им будет легче управлять. И в то же время в нем всегда будет таиться скрытая опасность: когда однажды он сбежит из поля зрения камеры, вы не будете знать о нем ничего. Он исчезнет с экрана…NB! Александр Александрович Демахин – абсолютный победитель конкурса «Учитель года-2012», учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского.
Комментарии