search
main
0

​Почему в Финляндии жить хорошо,. или Как ближайший северный сосед оказался в списке лучших стран мира

По версии журнала Newsweek наш северный сосед – Финляндия – занимает первое место в списке «Лучшие страны мира», а столица государства (город Хельсинки) в 2011 году вышла на первое место в рейтинге 25 лучших городов мира, составленном британским журналом Monocle. В прошлом году Хельсинки были названы среди наиболее безопасных городов мира, разделили 2-4-е места с Цюрихом и Берном (на первом месте Люксембург). И это еще не все: финское образование – одно из самых лучших в Европе, высшая школа здесь бесплатна не только для граждан Финляндии, но и для иностранцев. Бесплатной для всех жителей страны является и медицина, почти все затраты на лечение компенсируются из средств государственного бюджета. Финляндия первая в мире страна, где было введено понятие прав пациента. Кроме того, здесь живут самые законопослушные автомобилисты. Сегодня Финляндия входит в передовую группу стран мира по показателю ВВП на душу населения, она была также названа самой конкурентоспособной из малых государств мира. Что помогло этой стране выйти не только в европейские, но и мировые лидеры по многим показателям?

…Нам довелось побывать в Хельсинки накануне Рождества. Уютный, спокойный город с множеством памятников переливался разноцветными гирляндами. На главной площади города – рождественская ярмарка, здесь можно попробовать горячего безалкогольного гледи и жареной прямо у вас на глазах рыбы – мелкой кильки, салаки или лосося. Сувениры – в основном это забавные финские деды морозы, гномы и муми-тролли, изделия из дерева, шапки, носки и шарфы с национальным орнаментом, оленьи шкуры – стоят недешево, но зато они эксклюзивны. Именно здесь на Сенатской площади у Кафедрального собора лютеранской церкви 13 декабря финны празднуют день святой Лючии. В соборе выбирают самую красивую девушку, согласно легенде она должна быть блондинкой с длинными волосами. На голову ей водружают корону с зажженными свечами. Красавица в карете под крики ликующих горожан разъезжает по улицам города. Жаль, что из-за ранних сумерек, которые опускаются на Хельсинки, не удалось толком разглядеть красавицу. Впрочем, уже на следующий день ее портреты были развешаны на зданиях города….Рождественские распродажи привлекают сюда много туристов, особенно из России. Во-первых, недалеко, если воспользоваться скоростным поездом Аллегро, то, оказывается, из Питера до Хельсинки всего-то три с половиной часа. Во-вторых, качество товаров гарантировано. Китайские товаропроизводители добрались и сюда, но все-таки не заполонили еще так рынок, как в других европейских городах и в России. Конечно, особое волшебное настроение от северного города, ждущего приезда финского Деда Мороза – Йоулупукки, немного испортил дождь. Впрочем, в Лапландии, в Рованиеми, в зимней резиденции Йоулупукки, уже давным-давно лежал девственно белый снег и стоял трескучий мороз. Накануне Рождества у финского Деда Мороза, как, впрочем, и у любого другого, самая горячая пора – к нему приходит более 600 тысяч писем, разбираться с ними и выполнять рождественские желания малышей помогают Йоулупукки гномы. Кстати, есть несколько золотых правил в написании писем финскому Санта-Клаусу. Во-первых, не просите много, во-вторых, расскажите о себе побольше, и, в-третьих, Санта тоже любит подарки. На главном рождественском почтамте стоит большой стеклянный куб, доверху заполненный сосками. Ценность обыкновенной соски заключается в том, что именно с нее каждый из нас начал свою жизнь. Разумеется, сам Санта ими не пользуется, он дает их маленьким гномам с условием, что потом соски вернутся на свое место.Основанием для прорыва во многих областях жизни страны стало особое внимание финнов к образованию.  Как сообщили нам в Министерстве образования и культуры Финляндии, страна выделяет на образование 6 процентов ВВП. Родителям маленьких финнов не надо задумываться, в какую школу отдать ребенка – там все образовательные учреждения хороши.- Особенность финского образования в том, что общеобразовательные школы с обязательным девятилетним сроком обучения работают по унифицированной программе, – рассказывает генеральный директор Центра международной мобильности (CIMO) Паси Сальберг. – Однако в рамках базовой программы каждая школа разрабатывает свой учебный план. Авторство курсов принадлежит школе, к примеру, в расписании одного учебного заведения математика может идти отдельным предметом, а в другом – быть частью интегрированного курса. Пожалуй, кардинальное отличие финского образования от российского в том, что здесь нет общенациональных экзаменов и тестов. Дети идут в школу с семи лет, причем, как правило, родители выбирают то образовательное учреждение, которое ближе к дому. По закону, если школа находится дальше чем в двух с половиной километрах от места жительства, то ребенка туда обязаны доставлять на такси за счет муниципалитета. В Финляндии нет частных школ и очень мало альтернативных. Примечательно, что учебники выдаются бесплатно. Религии здесь обучают только с согласия родителей и в соответствии с вероисповеданием. Так, атеисты могут выбрать для своего ребенка изучение этики. В Финляндии 10-балльная система оценивания. Примечательно, что в младших классах отметки не ставят, работа ребенка оценивается словами «отлично», «хорошо», «переменчиво» и «требуется подготовка». Любопытно, что здесь есть оценка за поведение, куда входит умение работать в группе и по одному, воспитанность и стремление влиять на других в лучшую сторону.- Когда я сюда впервые приехала с Украины, то многому удивлялась, – признается доцент Хельсинкского университета Наталья Густавсон. – Здесь главный принцип работы – помочь отстающим детям, одаренные пробьются сами. Если ребенок не успевает, с ним занимаются индивидуально, вообще в классах есть помощники педагогов, а также специальные педагоги. С самого начала стараются не запустить ребенка, пусть он и проблемный, в обычных школах учатся даже дети с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, есть между нами и отличие в менталитете, в особенностях национального характера – финские ребятишки очень спокойные, усидчивые и дисциплинированные, они все стараются делать хорошо. У педагогов, как правило, нет проблем с дисциплиной, с наведением порядка в классе. Кроме того, дети здесь много и с удовольствием читают, ходят в библиотеку.- После девятилетнего обучения в общеобразовательной школе, – говорит Наталья Густавсон, – ребенок может поступить в гимназию – лукию, по окончании которой он сдает экзамен на аттестат зрелости, или же в среднее профессиональное учебное заведение. Среди достижений финского образования – сильная языковая подготовка. Здесь обязательное изучение трех языков – родного, национального и иностранного. Так, с 3-го класса дети начинают изучать первый иностранный язык – английский, в 4-м второй – немецкий или французский по выбору, а не позднее 7-го класса учат второй государственный – шведский. Иноязычному ребенку, скажем, из семьи мигрантов, полагается с первого класса изучать и свой родной язык.- Секрет многих образовательных достижений, – считает Наталья Густавсон, – в хороших учебниках и грамотных методиках. Так, мои два сына свободно говорят на финском, русском, шведском и английском, и это при том, что занимаются они сами, без репетиторов, тут вообще репетиторство не принято, впрочем, мои дети ходят еще в школу при российском посольстве. Хочется, чтобы они не забывали родной язык и наряду с финским получили и российское образование.Кстати, будучи на приеме у нашего посла Александра Юрьевича Румянцева в Посольстве России в Финляндии, мы поинтересовались, много ли россиян здесь живет.- Граждан России до 30 тысяч, а вместе с соотечественниками, получившими финское гражданство, – более 50 тысяч. В Хельсинки есть две русско-финские школы, причем одна с давними традициями, построенная еще купцом Табуловым в начале XIX века, когда Финляндия вошла в состав Российской империи. Примечательно, что деятельность этой школы на заре советской власти курировали Микоян и Косыгин, придавая ей огромное значение.Сегодня школа, имеющая такие славные традиции, тесно сотрудничает с образовательными учреждениями Карелии, Твери, Ленинградской области и Москвы. В разговоре с господином Румянцевым зашла речь и об усыновлении детей, а также о конфликтных ситуациях, которые возникали у нас с Финляндией по поводу детей, родившихся от смешанных браков.- Сразу скажу, что с этим северным соседом у нас складываются на редкость дружественные отношения. Что же касается конфликтов по поводу изъятия детей из семей, то мало кто знает, что в Финляндии ежегодно 60 тысяч детей отбирают у родителей и помещают в специальные учреждения. Разумеется, это происходит после тщательной проверки, в которой участвуют более 15 различных специалистов – врачи, учителя, полицейские… Просто здесь к детям относятся особенно трепетно, и если замечено, что с ребенком не все благополучно, что в семье его бьют, или он стал беспокойным, приходит в школу голодным, неаккуратным, то социальные органы начинают бить тревогу. Так что не надо думать, что финны имеют какое-то предубеждение против россиян, они действуют в соответствии со своим законом о соблюдении прав детей. Если же говорить о процессе усыновления, то он занимает длительное время – от 3 до 6 лет. Недавно, кстати, финская семья усыновила мальчика из Краснодара после многочисленных посещений этого ребенка и общения с ним. Одно из важнейших преимуществ финского образования – его бесплатность, в том числе и в высшей школе. Более того, студенты получают еще и стипендию (около 300-400 евро), им компенсируют плату за жилье (приблизительно 400 евро). Об этом во многих странах мира, в том числе и в России, можно только мечтать. Студентом быть выгодно во всех отношениях, поэтому, как оказалось, зачастую пятилетний срок обучения молодые люди растягивают здесь до семи, а то и до 10 лет. По данным Министерства образования и культуры Финляндии, в основном университетский курс студенты проходят за 7 лет (от 50 до 60 процентов), до 30 процентов так и не оканчивают вуз, остальные продлевают удовольствие на целый десяток лет. Удивительнее всего то, что даже иностранцы могут учиться в университетах бесплатно – это исторически сложившийся принцип. Примечательно, что и магистерские, и бакалаврские программы представлены как на финском, так и на английском языке. Старейший университет Финляндии – Хельсинкский, в котором мы побывали, находится в самом центре столицы. Основан он был в далеком 1640 году в городе Турку как королевская академия. Позже, после пожара 1827 года, был переведен в новую столицу финнов. Сегодня это один из ведущих европейских исследовательских университетов, учредитель Лиги европейских исследовательских университетов, здесь идет обучение по всем основным отраслям знаний, за исключением экономических и технических областей. Среди магистерских программ новые и особо перспективные – биоинформатика, нейроисследования, космические исследования, биотехнологии, геоинформатика, моделирование молекул и наносистем.- Высокое качество нашего образования объясняется прежде всего тем, что в наших школах работают высококвалифицированные педагоги, – с гордостью говорит декан факультета психологии и педагогики Хельсинкского университета Патрик Шейн. – Во-первых, практически все они имеют университетское образование, магистерскую степень. Многие из учителей занимаются исследовательской работой. Вообще это довольно престижная работа в нашем обществе. Особенно тщательно готовят учителей для начальной школы, конкурс там 10 человек на место, так что мы отбираем лучших.  Посетили мы также и университет нового типа Аалто в пригороде Хельсинки, он образовался в 2010 году в результате слияния трех высших учебных заведений Хельсинки – Школы экономики, Технологического университета и Университета искусств и дизайна.- Университет носит имя Аалто Алвара – финского архитектора и дизайнера, одного из основоположников современного дизайна, – рассказывает профессор университета, заместитель декана по научно-исследовательской работе Ванс Дин. – Слияние вузов открыло перед нами новые возможности для междисциплинарных научных исследований. Кроме того, нам удалось объединить здесь академические подходы с корпоративными, взятыми из бизнеса. Разумеется, произошло обновление всего учебного процесса и образовательных методик. Особая роль в обучении придается студенческой мобильности. Каждый студент за время пребывания в вузе обязательно выезжает за границу на стажировку. Кроме того, если раньше программы были более узкими, то сейчас у студентов больше программ и курсов по выбору, многие из них носят междисциплинарный подход. Примечательно, что в структуре вуза действуют так называемые фабрики (принципиально новая модель организации учебного процесса) – фабрика дизайна, медийная, фабрика сервиса. В их работе участвуют представители бизнеса и власти.  Между прочим, финская высшая школа в свое время столкнулась с проблемами, подобными российским. Еще лет 10 назад количество высших учебных заведений доходило до 60-70, однако не все из них отвечали международным стандартам качества. В 2009 году прошла реформа высшей школы, и сейчас количество высших учебных заведений сократилось более чем в 2 раза.Тепло и радушно встретили нашу делегацию в Министерстве образования и культуры Финляндии. Разговор получился искренним, причем не только об образовании. Оказалось, к примеру, что у финнов армия призывная. Служат здесь от 6 месяцев до года мужчины в возрасте от 19 до 30 лет. Причем каждый сам может выбрать, когда ему служить. У финских мужчин есть возможность альтернативной службы, но вот к тем, кто хочет откосить, отношение более чем суровое: не хочешь служить – придется сесть в тюрьму.Но разумеется, больше всего нас, российских журналистов, пишущих об образовании, волновал вопрос учительской зарплаты.- Общая тенденция – постоянный умеренный рост оплаты труда учителей, – удовлетворила наше любопытство представитель финского министерства Улла Маккелайнен, – базовая или начальная ставка финского педагога около 2200 евро, в среднем же вместе с надбавками учитель получает 3,5 тысячи евро (для сравнения: техник – 2900, зато врач – 6700 евро). Базовый оклад зависит от количества часов, а количество часов на ставку – от предмета, у учителя родного языка это 17 часов в неделю, а у историка – 24 часа. Любопытно, что учитывается не только аудиторная работа педагога, но и его подготовка к урокам. Отдельно также оплачиваются классное руководство и внеурочная деятельность. В Центре международной мобильности (СIMO), который является структурным подразделением министерства, зашел разговор о студенческом обмене между нашими странами.- Уже на протяжении 15 лет работает российско-финская зимняя школа, в рамках которой в Финляндию приезжает около 25 молодых перспективных ученых, – рассказывает генеральный директор центра Паси Сильберг. – У них впоследствии есть возможность продолжать свои научные изыскания в Финляндии, получая грантовую поддержку. Что касается самих финнов, то они, как правило, едут по студенческому обмену в страны Евросоюза. Если говорить о двусторонних программах обмена студентами между нашими странами, то это прежде всего программа FIRST. Примечательно, что в российских вузах обучаются всего лишь 58 финских студентов, в то время как в Финляндии 1776 россиян. – Думаю, что обмен студентами между нашими странами должен быть гораздо шире, программ сотрудничества больше, причем они должны быть двусторонними, основанными на софинансировании, – считает господин Сильберг. Среди проблем, тормозящих обмен студентами, по его мнению, важнейшая – недостаточное количество образовательных программ в России на английском языке. ХельсинкиСвою деятельность Министерство образования и культуры Финляндии начало еще в годы автономии страны в составе Российской империи, когда в 1809 году при Финляндском сенате была основана Комиссия по церковным делам. В 1917-м она стала называться Комиссией по делам церкви и образования, в 1922-м Министерством образования. А в 2010 году – Министерством образования и культуры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте