Детская агрессия порой принимает довольно жестокие формы. Отсюда – травля одноклассников, оскорбления учителей и родителей, порча чужого имущества. Как рождается жестокость и что с ней делать, рассказывает заведующая отделением дневного пребывания детей и подростков семейного центра «Журавушка» (Москва) Татьяна Шапошникова.
– Татьяна Дмитриевна, детская жестокость – это…
– Это проявление грубого отношения к другим людям. Часто оно сопровождается причинением боли, нанесением душевных и телесных повреждений. Но детская жестокость бывает как неосознанной, так и осознанной.
– В чем разница?
– В дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, что делает кому-то больно. Иногда он так исследует мир, например, отрывает бабочке крылья и смотрит, что будет. Или подражает взрослым – наказывает какую-нибудь игрушку или животное так, как наказали его. Может повести себя жестоко и за компанию, желая быть похожим на кого-то. Он не испытывает удовольствия от своего поступка, но ребенку важно, как он выглядит в глазах сверстников. Совсем другое дело – жестокость осознанная. Это целенаправленное причинение вреда, при этом ребенок получает от этого удовольствие и не испытывает чувства вины.
– Говорят, что в последнее время проявлений жестокости среди детей стало больше. Так ли это и, если да, с чем это связано?
– Это действительно так. Я думаю, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, изобилие новостей о страшных драках, буллинге в школах, демонстрация жестокости в интернете в целом… Есть такое понятие в психологии, как заражение. Глядя на это каждый день, дети начинают повторять. Во-вторых, конечно, отсутствие внимания со стороны родителей, общения, грамотных объяснений того, как нужно выражать свои эмоции, как вести себя в конфликтных ситуациях, как сказать «нет».
– Какова природа детской жестокости?
– В науке на этот счет существует много мнений. Кто-то пытается найти в детской жестокости зерно будущей агрессивности или даже криминальности. Появился такой термин, как «нейрокриминология», он обозначает субдисциплину, которая занимается изучением отделов мозга, которые могут служить биологической основой антисоциального поведения. Нельзя исключать и генетическую предрасположенность к жестокости.
– А родители могут сделать ребенка жестоким?
– Да, причинами могут стать враждебность родителей, усиленный контроль или бесконтрольность, дефицит или переизбыток внимания. Неуважение к личности ребенка, как правило, ведет к увеличению его агрессивности, которая в дальнейшем проявится в каких-либо формах жестокости.
– Что делать родителям, если они заметили в ребенке жестокость?
– Важно уделять детям внимание, разговаривать с ними, объясняя, что такое хорошо, а что плохо и почему. Наблюдайте за тем, во что играют ваши дети. Прививайте им моральные и духовные ценности. Не стесняйтесь говорить ребенку не только «Я расстроился», «Я рассердился», но и «Я понимаю тебя», «Я люблю тебя», «Я беспокоюсь». Слушайте его, расспрашивайте, прислушивайтесь к его эмоциям, чувствам, рассуждайте вместе с ним. Находите время для совместных дел, отдыха, занятий творчеством. Пусть это станет вашей семейной традицией. Детям важно наше присутствие и участие в их жизни. И, конечно же, будьте для них положительным примером!
Фото Марии Голубевой и из архива Татьяны Шапошниковой
Комментарии