В Ессентуках нет постоянной театральной труппы, поэтому я как зритель рад любой возможности посмотреть антрепризные спектакли в исполнении любимых известных артистов. Только вот, к сожалению, нередко после представления ощущаешь сильное разочарование. Приехали, сыграли вполнакала, порой наговорили явной путаной отсебятины и отбыли восвояси… Но бывают и приятные исключения. Только что довелось увидеть спектакль «Воспитание Риты», поставленный известным польским режиссером Кшиштофом Занусси по пьесе английского драматурга Уильяма Рассела. В главных ролях – звезды телевизионных скетчей «6 кадров» Ирина Медведева и Федор Добронравов.
В рекламном буклете прочел, что «Воспитание Риты» – искрометная комедия. И большинство зрителей, пришедших в театр, явно ожидали увидеть действо, которое заставит их безудержно смеяться. Но спектакль оказался значительно глубже и неожиданнее. История встречи профессора-филолога из английского университета и экзальтированной, «без тормозов», молодой парикмахерши, которая надумала зачем-то получить высшее образование, начинается действительно как комедия. Но по ходу действия все меняется. Взявшаяся за ум и книжки сумасбродка внезапно понимает, что жизнь полна вопросов, порой горьких и неразрешимых, которые прежде ей и в страшном сне бы не привиделись. И она засыпает ими профессора, а заодно и нас, зрителей. И вот уже замирает в зале смех, и раздумья приходят философские, глубинные, как само бесконечное время.Признаюсь, что аналогии с сюжетом «Пигмалиона» Бернарда Шоу и с голливудской «Красоткой» у меня возникали. Но, к счастью, они не главное в спектакле. Профессор из «Воспитания Риты» – это совсем не Хиггинс и уж точно не преуспевающий бизнесмен, мастер банкротить чужие фирмы. Это сноб, уверенный в собственной научной непогрешимости и открыто презирающий недалекую ученицу в начале спектакля. Это педагог, радующийся интеллектуальному и эстетическому росту студентки в середине произведения. А ближе к финалу – человек, вдруг осознавший, что элитарное классическое образование не избавит от необходимости всю жизнь бороться за себя, за свою душу, за право называться человеком. И когда вы увидите, как герой Добронравова ползает на коленях в поисках каких-то бумаг, а потом умоляет подругу Риты передать той, как сильно ждет он ее звонка, к горлу вашему подступит ком. И вы окончательно забудете, что пришли в театр всего лишь похохотать от души. И, самое интересное, все это вас только обрадует. Спектакль оказался для меня настоящим театральным потрясением, редким, а потому бесценным. Профессор воспитывал Риту, а в итоге – талантливо и ненавязчиво – она воспитала и его, и нас заодно.Ставропольский край
Комментарии