Олимпиада – интеллектуальное соревнование учащихся, призванное выявить и развить их способности к творчеству и научно-исследовательской деятельности. Олимпиадное движение школьников в России с каждым годом растет. Появляется большое количество региональных и всероссийских олимпиад по новым школьным предметам. Так, на сегодняшний день общее количество российских и зарубежных олимпиад, интеллектуальных конкурсов для школьников составляет более 800. И появление еще одной олимпиады, казалось бы, должно было пройти не заметно, если не считаться с новизной, выбранной тематики (финансовая грамотность).
В 2016-2017 учебном году школьники разных возрастных групп от 5 до 11 класса были приглашены к участию в следующих олимпиадах по финансовой грамотности: Московская олимпиада школьников по финансовой грамотности; Всероссийская Олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг; Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности. И в каждой из названных олимпиад принимали участие тысячи школьников России, стран СНГ. Поэтому перед идеологами и организаторами новой олимпиады по финансовой грамотности школьников стояла сложная задача, связанная с созданием конкурентного и эффективного образовательного продукта.
С сентября 2017 года в соответствии с основными направлениями Национальной Стратегии в области финансовой грамотности населения страны и с целью расширения аудитории участников и заинтересантов, Министерством финансов РФ было принято решение об организации Олимпиады школьников по профилю «Финансовая грамотность» в рамках межрегиональной Олимпиады школьников «Высшая проба», которую проводит НИУ ВШЭ.
Задачи Олимпиады:
– определение и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности в сфере финансов, популяризация научных знаний о механизме функционирования финансовых рынков, содействие профессиональной ориентации школьников, получение навыков рационального управления личными финансами;
– создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди учащейся молодежи;
– выявление интеллектуального потенциала, аналитических способностей и креативности мышления молодого поколения, повышение инвестиционной и финансовой грамотности, содействие формированию всесторонне развитой личности нового поколения профессионалов, призванных решать основные экономические и социальные проблемы российского общества;
– выявление талантливых детей в регионах России и подготовка высококвалифицированных кадров для финансовых рынков страны;
– содействие распространению знаний в области личных финансов среди школьников, их учителей, родителей, формирование навыков безопасного финансового поведения, закрепление традиций финансового образования в семейном воспитании;
– привлечение внимания общественности к вопросам повышения уровня финансовой грамотности и финансовой культуры российских граждан;
– оказание поддержки популяризации изучения основ финансовой грамотности, с целью содействия повышению уровня жизни населения страны.
Инициатором проведения олимпиады по финансовой грамотности являлось Министерство Финансов РФ. Организатором олимпиады – Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» олимпиада школьников «Высшая проба» и Федеральный методический центр по финансовой грамотности НИУ ВШЭ, которые проводили ее совместно с партнерами в регионах России.
Сроки регистрации участников олимпиады – с октября по ноябрь 2017 года. Первый (отборочный) заочный этап – декабрь 2017 года (в строго указанное время в соответствии с расписанием). Второй (заключительный) очный этап – февраль 2018 года. Олимпиада проводилась для школьников 9–11 классов.
Олимпиада по профилю «Финансовая грамотность» не входила в Перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ на 2017/2018 учебный год. Льгота для победителей олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» при поступлении в НИУ ВШЭ была предоставлена в рамках учета индивидуальных достижений (2 балла) абитуриентов.
В период октября и ноября 2017 года на сайте олимпиады было зарегистрировано 4265 участников (9 класс – 694; 10 класс – 1421; 11 класс – 2150) из 85 регионов России, стран СНГ и Европы. В конце ноября 2017 года проведен вебинар для всех участников олимпиады консультационного характера (175 зарегистрированных участников). За час общения были даны ответы на более чем на 30 вопросов, заданных участниками вебинара.
В первом заочном этапе олимпиады (декабрь 2017 года) приняло участие 1297 учащихся из 71 региона России и стран СНГ. Из них: учащиеся 9-10 классов (710 человек); 11 классов (587 человек). В результате отбора по утвержденным методической комиссией критериям во второй очный этап прошло 405 участников (9 класс – 120 участников; 10 класс – 189 участников; 11класс – 96 участников).
Второй очный этап олимпиады был проведен 5 февраля 2018 года в 41 регионе России и странах СНГ. Особенностью второго этапа было наличие творческих заданий по актуальным вопросам финансовой грамотности школьников, направленных на выявление способности школьников мыслить не стандартно и критически оценивать личное финансовое поведение и окружающих людей.
Демоверсия задания для учащихся 11 класса
Задание 3. «Инвестиционный портфель» (25 баллов)
В начале года тремя инвесторами были сформированы три портфеля в зависимости от их предпочтений, которые они намерены держать в течение 1 года:
Портфель 1 «Консервативный» включает облигации федерального займа (ОФЗ):
Финансовый инструмент Сумма, руб. Купонная ставка, % в год Валюта ОФЗ 25081-ПД (Идентификатор «ПД» означает, что это обыкновенные облигации с постоянным купоном). 800000 7,52 Рубль ОФЗ 24018-ПК (Идентификатор «ПК» означает, что это обыкновенные облигации с переменным купоном) 500000 7,9 Рубль ОФЗ 46011-АД (Идентификатор «АД» означает, что это облигации с амортизацией долга, т.е. гашение облигации происходит постепенно). 200000 5,3 Рубль
Портфель 2 «Агрессивный» включает обыкновенные акции компаний:
Компания Сумма, руб. Цена приобретения, руб. Цена продажи через год, руб. Годовые дивиденды, руб. Лукойл 340168 3368 4000,07 230 Роснефть 65358,6 336,9 432,34 3,83 Газпром нефть 91035 260,1 266,8 6 Сургутнефтегаз 152989 30,61 31,96 8,2 Exxon Mobil Corporation 850451 4973,4 5614,9 185
Портфель 3 «Умеренный»:
Финансовый инструмент Сумма, руб. Валюта Доходность, % Депозит «Альфа-банк» 5000 Доллар США 3[1] Облигации Газпром 375002,8 Рубль 9,6 Облигация торговая сеть О’кей 75000,57 Рубль 12,7 Акция Apple Inc (AAPL) 10000 Доллар США 7,1[2] Акции ФосАгро 150001,1 Рубль 8,9 [1] С учетом изменения валютного курса. [2] С учетом изменения валютного курса.
Проанализировав представленные портфели, сформулируйте ответы на следующие вопросы:
A. По какому из портфелей выше доходность? Как она соотносится с названием портфеля? Согласны ли Вы с приведенными названиями портфелей? (11 баллов)
B. Какие ошибки были допущены при формировании портфелей? Какие в связи с этим возникают риски у инвесторов? Какая стратегия позволяет избежать выделенных ошибок? (8 баллов)
C. Какой из данных портфелей выбрал бы небольшой коммерческий банк и почему? (6 баллов)
После проведения второго очного этапа членами жюри олимпиады были проверены работы 229 участников из них: школьники 9 класса (61 участник), 10 класса (109 участников), 11 класса (59 участников). Победителями стали: 9 класс – 5 участников (от 60 баллов), 10 класс – 9 участников (от 60 баллов), 11 класс – 5 участников (от 68 баллов). Дипломанты первой степени: 9 класс – 3 участника, 10 класс – 2 участника, 11 класс – 1 участник. Призеры олимпиады (дипломанты 2 и 3 степени) – 46 участников. Общее число призеров и победителей – 52 участника.
По регионам России призеры и победители распределись следующим образом: победители – 6 участников (Москва – 3; Удмуртская Республика – 1 участник; Воронежская область – 1; Смоленская область – 1) и призеры: 46 участников (20 регионов России и наибольшее количество: Москва – 16 участников и Московская область – 3 участника, Санкт-Петербург – 4 участника и Кировская область – 3 участника).
По результатам первого года проведения олимпиады, членами методической комиссии и жюри осуществлен подробный анализ отзывов участников второго очного и первого заочного этапов олимпиады, в ходе которого определили следующее: по мнению участников олимпиады, задания первого и второго этапов достаточно сложные, но интересные для решения. Поэтому победители и призеры олимпиады набрали не очень высокие итоговые баллы (от 60 до 70 баллов).
2 июня 2018 года в Москве состоялось торжественное награждение победителей и призеров олимпиады. По итогам проведения олимпиады в 2017-2018 учебном году и количеству участников из различных регионов стран и стран СНГ, экспертами Министерства науки и образования РФ принято решение о включение Олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба» профиль «Финансовая грамотность» (второй уровень) в Перечень олимпиад Министерства образования и науки РФ на 2018-2019 учебный год.
Приглашаем учащихся 9-11 классов принять участие в нашей Олимпиаде в 2018-2019 учебном году.
Об условиях проведения и порядке регистрации участников олимпиады вы можете узнать здесь.
Об авторе
Светлана Николаевна Силина – доктор педагогических наук, профессор, руководитель методической группы Федерального методического центра НИУ ВШЭ по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Комментарии