search
main
0

​Педагогика личного примера. Возможно ли изменить учеников, не меняясь самому?

В педагогическом дискурсе часто говорят о личном примере педагога как о крайне позитивной воспитывающей силе. Этот достаточно простой вопрос тем не менее не рассматривается в контексте конкретных кейсов, а представлен в виде теоретических обобщений. Такова, например, природа профессионального стандарта педагога – главного документа, предъявляющего требования к личности современного учителя. Например, «способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами» и «умение формировать и развивать образцы и ценности социального поведения».

Зачастую формулировки начинаются с фразы «преподаватель должен уметь». Но при этом нигде не написано, каким он должен «быть». Личность учителя согласно стандарту складывается только из набора необходимых для хорошей работы компетенций. О том, что лучше – «иметь» или «быть», когда-то писал крупнейший мыслитель XX века Эрих Фромм: «Современный стиль речи свидетельствует о наличии высокой степени отчуждения в современной жизни. Когда я говорю «у меня есть проблема» вместо «я обеспокоен», субъективный опыт как бы исключается: «я» как субъект переживания отодвигается на задний план, а на авансцену выдвигается объект обладания. Личное «я» заменено безличным присутствием проблемы». Конечно, не нужно отказываться от официально-делового стиля в документах, но следует констатировать, что «личное я» учителя стало его личным делом.В этой ситуации кроется глубокое противоречие: с одной стороны, существует некоторое «отчуждение» от личности педагога; с другой стороны, учитель как государственный служащий не может быть кем угодно, ведь он воспитывает детей. В таких условиях важно понимать, что именно педагог формирует в ребенке и зачем он это делает.Начинать, как известно, надо с себя. Целенаправленные действия педагога, которые он совершает для того, чтобы воспитанник увидел и сделал так же, – это не личный пример. Жизнь не уподобишь уроку: ведь дети наблюдают учителя и во внеурочное время. В этой связи личный пример – это сам преподаватель и личностные качества (не компетенции!), которые определяют не только его педагогическую, но и повседневную деятельность.Одна из главнейших задач школы в воспитании детей – формирование культурного человека с «ценностно-смысловыми установками». Но насколько культурен сам учитель? В воспитании детей закрываются глаза на то, что прощается самому себе. Пусть, например, педагог считает, что мир не испортится, если позволить себе нелитературный язык; но тогда и в детях он воспитает точно такое же отношение.Это достаточно актуальный кейс. Всегда ли развязная, нечистая речь наших подопечных вызывает у учителей справедливое негодование? Конечно, преподаватель сделает ученикам замечание, но если сам учитель при этом убежден, что экспрессия – достаточное оправдание разговорному языку, то дети будут чувствовать неискренность.Поэтому, чтобы без промедлений, резко и прямо делать замечания по поводу плохой речи, нужно самому изменить свое отношение к этому. Пусть все, что учитель хочет сформировать в ребенке, – правильная речь, привычка к чтению, непрерывное самообразование, – будет прежде всего и в нем самом на таком же уровне, на каком находится простейший этикет.

Великая вещь – личный пример. Основополагающая для педагогики. Ведь если учащиеся ошибаются в своем поведении, а педагог не находит в себе достаточно сил и желания на это отреагировать, то, наверное, стоит задуматься – а каков он сам? Как писал выдающийся советский педагог-новатор Василий Сухомлинский: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать».

Петр ЗАБОТНОВ,учитель русского языка и литературы школы №1558 имени Росалии де Кастро

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте