Что такое дополнительное образование: получение знаний и навыков или реализация права ребенка на выбор разных путей развития? Что ожидает от дополнительного образования общество, а что – государство? Каковы источники финансирования – это, должно быть, родители, бизнес, государство? Эти и многие другие вопросы обсудили в ходе коллоквиума на тему «Дополнительное образование в России», прошедшего недавно в «Мастерславле».
Почему именно в этом городе мастеров? Потому что это успешный проект, который можно отнести к сфере дополнительного образования. Идея города мастеров родилась у председателя совета директоров «Мастерславля», предпринимателя Виталия Сурвилло как следствие нехватки хороших специалистов и понимания необходимости менять отношение детей к рабочим профессиям. Наверное, поэтому здесь помимо базовых, игровых, занятий есть система мастер-классов, а вскоре планируют открыть курсы профориентации для тех, кому 15 лет и старше. За год проект неплохо себя зарекомендовал у родителей и детей (несмотря на конкуренцию и дороговизну билетов). Поддержали его и на государственном уровне (так, «Мастерславль» открывала и поздравляла с годовщиной вице-премьер Ольга Голодец).Большие финансовые вложения бизнеса, направленные в проекты, имеющие социальное значение, может быть, и не сразу окупаются, зато последние получают признание общества и государства, это доказывает также и опыт частного столичного музея занимательных наук «Экспериментаниум», и Интеракториума МАРС-ТЕФО, представители которых также поделились опытом на коллоквиуме. Но разве можно сравнивать с этими проектами простые государственные ДДЮТ? Где им искать денег для осуществления своих креативных идей? Эти вопросы прозвучали на встрече от педагогов и руководителей допобразования из разных регионов страны, победителей Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».Ищите партнеров – встречу можно было бы свести к этому совету. «Дополнительное образование – сфера, которая не может существовать без партнеров, – заявила директор федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр художественного творчества» Оксана Гончарова. – Так же как бизнесу необходима господдержка (и он ее активно ищет), и государственным учреждениям нужны средства бизнеса для интересных проектов. Здесь просто необходимы механизмы государственно-частного партнерства, и для этого, конечно, учить руководителей учреждений допобразования финансово-стратегическому менеджменту».Один из таких механизмов также известен, хотя все еще недостаточно «раскручен» в образовании, – это Агентство стратегических инициатив (АСИ). «Денег мы вам не дадим, – пояснила руководитель проектов направления «Социальные проекты» АСИ Татьяна Шубина. – Но мы можем помочь преодолеть бюрократические препоны, открыть вам двери в серьезные госструктуры – написать те же рекомендательные письма, например, в Роснано и Росатом». Надо ли говорить, что рекомендации организации, наблюдательный совет которой возглавляет президент Владимир Путин, кое-чего стоят (кстати, «Мастерславль» тоже получил поддержку АСИ). Пока основное внимание АСИ направлено на естественно-научную сферу, в частности создание технопарков для детей.Слияние интересов государства и бизнеса возможно, об этом свидетельствует, в частности, опыт Вологодской области, где при активной поддержке МЧС, Российского союза спасателей и РГО и на средства частных инвесторов открылся проект «Корабелы Прионежья». В учебном центре на берегу Онежского озера дети осваивают традиционные ремесла родных мест – судостроение, гончарное дело, кружевоплетение и т. п. (уже построено три старинных корабля, на которых школьники ходят в учебные экспедиции!). Словом, есть о чем задуматься.
Комментарии