Возросшие требования российской семьи к образованию детей на этапе дошкольного детства побуждают детские сады к поиску новых наиболее эффективных организационных, финансовых и экономических механизмов для решения педагогических задач по обеспечению качества образовательных услуг. Сегодня образовательная деятельность дошкольных учреждений ориентирована на современного ребенка с его врожденными особенностями и личностными предпочтениями, на культурные предпочтения семьи и социальные стимулы. Достижение ребенком максимально возможного уровня развития без ущерба для его здоровья становится возможным в условиях комфортной, безопасной, активной образовательной среды, позволяющей ему свободно проявить свои способности и определенные возрастом инициативы. Мы понимаем, что удовлетворить возросшие образовательные потребности ребенка и социальный запрос семьи в условиях шаговой доступности позволит интеграция основного и дополнительного образования в дошкольном учреждении.
Наш Центр развития ребенка – детский сад №183 одним из первых в Москве вышел на финансовую самостоятельность и стал оказывать платные образовательные услуги в соответствии со статьей 45 Закона РФ «Об образовании». Изучив специфику развития микрорайона Кузьминки, мы провели маркетинговые исследования по выявлению запросов населения и особенностей потребительского рынка, ознакомились с нормативно-правовой базой, регламентирующей оказание платных образовательных услуг, провели анализ имеющихся внутренних ресурсов учреждения и определили условия для предоставления платных образовательных услуг с учетом требований СанПиНа, охраны труда и техники безопасности.Для нас было важно заинтересовать коллектив детского сада в привлечении внебюджетных средств, осуществить поиск специалистов по оказанию дополнительных образовательных услуг и необходимую переподготовку педагогов. Это потребовало внесения изменений в устав с указанием перечня и порядка предоставления планируемых дополнительных услуг, а также регистрации всех видов дополнительных услуг. Мы создали творческую группу, которая занялась разработкой таких внутренних локальных актов новой для учреждения деятельности, как «Положение о внебюджетных средствах», «Положение о платных услугах», «Положение о временном творческом коллективе», «Договор подряда на выполнение работ временным творческим коллективом», «Договор с родителями (законными представителями) на оказание платных услуг)», и составлением бизнес-плана.Важным условием успешной организации платных услуг в детском саду стала реклама. Наша рекламная деятельность была направлена на подробное информирование о содержании и условиях осуществления платных услуг, убеждение потенциальных потребителей в качестве предоставляемых услуг с целью влияния на принятие решения для стимулирования потребительского спроса. В начале учебного года мы провели общее родительское собрание, на котором ознакомили родителей с перечнем предлагаемых услуг, педагогами, осуществляющими данные услуги, и программами дополнительного образования. На дне открытых дверей родители увидели достижения детей на творческом отчетном концерте, на выставке детских творческих работ в изостудии, посмотрели видеоролик о всех видах дополнительного образования и познакомились с развивающей средой. Каждому желающему была предоставлена возможность посетить кружок или секцию, организованную в детском саду.После заключения договоров с родителями (законными представителями) был издан приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, который регламентирует штатное расписание участников платного сервиса, смету затрат, учебный план, программы по дополнительному образованию, расписание кружков и секций, график работы специалистов, порядок учета работы педагога дополнительного образования и посещаемости платных услуг детьми. Для обеспечения эффективности и качества дополнительного образования была разработана система контроля за качеством оказания платных услуг.В нашем детском саду образовательные услуги на платной основе организуются при обязательном соблюдении принципов добровольности, полной информированности, открытости. Оказание платных образовательных услуг мы проводим в удобное для родителей время, не нарушая при этом режим дня и не ущемляя права других детей, не охваченных этими образовательными услугами. С детьми этой группы воспитатель организует интересную и содержательную деятельность в игротеке, эколаборатории, библиотеке, зимнем саду и тематических рекреациях.С введением платных услуг в детском саду значительно: расширилось поле выбора различных видов деятельности ребенком; увеличились возможности педагогов по выявлению и развитию творческих способностей каждого дошкольника; совершенствовались коммуникативные навыки ребенка, так как в кружках и студиях расширяется круг его общения, он находит новых друзей, близких ему по интересам, получает возможность общаться с ними и сотрудничать.Кроме того, мы сделали вывод, что качество реализации дополнительных платных услуг достигается только при наличии высококвалифицированных педагогов, влюбленных в свою работу, находящихся в непрерывном творческом поиске, владеющих современными информационными и педагогическими технологиями. Организация дополнительных платных услуг в нашем учреждении позволила не только привлечь внебюджетные средства, но и: обеспечить индивидуально-личностный подход к ребенку; укрепить материально-техническую базу; модернизировать предметно-развивающую среду; сохранить высокопрофессиональные педагогические кадры; повысить педагогическое мастерство педагогов; создать здоровую конкуренцию среди педагогов и повысить их мотивацию; поднять рейтинг учреждения; расширить сферу эффективного социального партнерства.Наиболее востребованными родителями и детьми оказались дополнительные платные услуги по таким направлениям, как: – художественно-эстетическое, включающее хореографическое искусство – ритмику, театральное искусство, декоративно-прикладное искусство, изо и ремесла – оригами, батик, лепка и керамика, витражное искусство; – научно-техническое – лего-конструирование;- социально-педагогическое – коррекция недостатков речевого развития; – физкультурно-спортивное – ритмическая гимнастика, аэробика, мини-футбол, раннее обучение плаванию (с шести месяцев), аквааэробика, таэквондо и ушу, оздоровительные программы и лечебная физкультура; – туристско-краеведческое – экскурсионная и музейная педагогика.Высокая степень востребованности услуг по развитию детей раннего возраста обусловлена нехваткой мест в дошкольных учреждениях для этого контингента и возросшей потребностью родителей детей, не посещающих ДОУ, в профессиональной помощи специалистов-дошкольников.Я думаю, что лучший способ продвижения образовательной услуги – это обеспечение высокого качества как наиболее эффективного пути к формированию положительного имиджа в массовом общественном сознании, а устные рекомендации бывших потребителей платных услуг – залог хорошей репутации дополнительного платного образования в детском саду.Татьяна ДАНИЛИНА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №183, заслуженный учитель РФ
Комментарии