Юные волонтеры – учащиеся школы №201 имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских помогают познавать мир воспитанникам Сергиево-Посадского интерната для слепоглухих детей.
Анна ЗОТОВА, учитель и психолог школы №201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, кандидат педагогических наук, почетный работник образования Москвы
Если вас чаруют красота и звуки,Не гордитесь этим счастьем предо мной!Лучше протяните с добрым чувством руку,Чтоб была я с вами, а не за стеной.Эти поэтические строки принадлежат Ольге Скороходовой – женщине поистине незаурядной. Полностью лишенная зрения и слуха, она тем не менее вела активную научную и творческую жизнь. Ее перу принадлежат известные во всем мире научные работы, описывающие особенности восприятия мира слепоглухим человеком и освещающие вопросы воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Чуткая душа Ольги Скороходовой отразилась в ее прекрасных стихах и рассказах. Но, пожалуй, главным детищем подвижнического труда Ольги Скороходовой стало открытие в подмосковном Сергиевом Посаде интерната для слепоглухих детей.В 1992 году в Сергиево-Посадский детский дом впервые приехали ребята-волонтеры из московской школы №201. Образовательные организации стали партнерами, с тех пор школьники посещают ребят из интерната ежемесячно на протяжении почти 30 лет! Стена, о которой говорила в стихотворении Ольга Скороходова, – стена ложных стереотипов, непонимания или страха перед людьми с особенностями пала.Сегодня сотрудничество между школой №201 и Сергиево-Посадским интернатом для слепоглухих детей – это уникальный опыт волонтерской работы. Как же зрячий и слышащий ребенок общается со сверстником, не имеющим слуха и зрения? Помогает тактильный контакт.Планируя совместную деятельность слепоглухих и зрячеслышащих ребят, надо учитывать возможности каждого из детей. Такая деятельность помогает воспитанникам интерната познавать мир, благодаря ей происходит всестороннее развитие интеллектуально-познавательной сферы ребенка, растет уверенность в себе, формируется положительная самооценка. А зрячеслышащие школьники учатся состраданию, обретают способность понимать людей с особыми потребностями. Старшие школьники, участвующие в организации и планировании волонтерской работы, приобретают лидерские навыки, учатся ответственности. Растет их самооценка, повышается вера в собственные силы.Многолетний опыт показывает, что волонтерская работа влияет на профессиональный выбор школьников: более 20 ее участников в разные годы избрали для себя профессию социально-гуманитарной сферы – педагога, практического психолога, дефектолога, логопеда.
Обращаясь ко всем людям Земли, американская писательница Хелен Келлер написала: «Жизнь – либо дерзкое приключение, либо ничто, и самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. Лучшие и прекраснейшие вещи в мире нельзя увидеть, к ним нельзя даже прикоснуться. Их надо чувствовать сердцем». Чувствовать сердцем душу другого человека учит школьников волонтерство.
Комментарии