Бывают утраты, которые особенно трудно пережить. Дмитрий Хворостовский не просто артист с мировым именем, гордость российской оперной школы, один из самых известных баритонов планеты. Он воплощал в себе лучшие качества русского человека, достойно представляя нашу страну за рубежом не только в качестве певца, но и прежде всего как личность, в которой талант сочетался с интеллектом, образованием, внутренней этикой, твердыми принципами и патриотизмом. Его знали и любили без преувеличения миллионы людей.
Он сделал головокружительную карьеру не благодаря, а вопреки и после каждой победы подчеркивал: «Называясь русским певцом, я люблю петь русскую музыку на сцене. Потому что я посол своей страны – где бы я ни был, я русский человек». Возможно, умение остаться собой, представителем государства, которое далеко не у всех на Западе вызывало и вызывает теплые чувства, опровергать стереотипы и предвзятое мнение – даже большая заслуга Дмитрия Александровича, чем многочисленные регалии, дипломы, звания. Упорный, сильный, смелый, красивый сибиряк сам проложил жизненный курс, приведший его к славе и профессиональному признанию. Работал на износ, в полную силу, участвовал во множестве проектов, вызывал шквал аплодисментов, менялся, экспериментировал, совершенствовался.Дмитрий Александрович при любой возможности выступал на Родине, а его концерты к 9 Мая стали прекрасной традицией, данью уважения и благодарности своему народу за Великую Победу, ценность которой была для него несомненна и неотменима. Невозможно забыть его романсовые программы, столь дорогие и самому певцу. Хворостовский считал нужным вникать в детали – качество, почти исчезнувшее в наш суетный век. Еще одна несовременная черта характера – ответственность за свою работу. Случались и у него неудачные выступления, ошибки, помарки, ведь он всегда был доступным, земным человеком, а не памятником самому себе, свысока и бесстрастно взирающим на все и вся.Он был настоящим. В его пении помимо завораживающей красоты голоса, совершенной техники, виртуозно взятых нот и большого диапазона звучало самое главное, что превращает хорошего певца в выдающегося, – понимание. «Я думал, что я просто чувствую то, что выражаю. А теперь я не только чувствую, но еще и знаю».«Я несу миссию, которая мне дана моей профессией. Моим трудом, делом моим». Пение действительно было его призванием, потребностью, делом целой жизни. Сдержанный, мужественный, глубокий, тонкий, понимающий человек. Певец, чуждый тщеславию. Настоящий мужчина. Личность. Артист, которого неловко называть «звезда». Дмитрий Хворостовский заслужил другие эпитеты – более весомые, менее шаблонные.Вашингтонский музыкальный критик Фрэнсис Риццо говорил о нем в начале его творческого пути: «Время от времени случается чудо, перед нами предстает волшебник, способный буквально околдовать аудиторию, полностью ее заворожить. Двадцать лет назад таким нам явился Паваротти, сейчас – Хворостовский». Больно сознавать, что вслед за одним выдающимся мастером ушел из жизни и другой – тот, чью судьбу так хотелось бы повторить на бис.
Комментарии