Андрей БЕЛЫШЕВ, учитель физики школы №1492: В моей школе ученица: семья успешная, благополучная в материальном плане, четверо детей (старший брат – одиннадцатиклассник, младший брат ходит в подготовительную группу, самому младшему ребенку год), папа – бывший военный, естественно, хорошо зарабатывает, дома почти не бывает. Девочка отличница, тихоня, замкнутая, у нее есть одна особенность – она взрывается, если получает не ту отметку, начинает травмировать себя, окружающих, временами бывает весьма агрессивна.
Я принимаю этот класс как классный руководитель, все прекрасно, девочка первая ученица, успешно выполняет все дополнительные работы, тесты. Начинаем делать проектные работы. Она и тут лидирует. Но я понимаю, что что-то не то. Пока я анализирую, что не то – сразу в этом не разберешься, – вижу, что она начинает ждать меня после уроков. Общаюсь с кем-то час, два, а она все это время стоит и ждет. Иду домой – сопровождает, идет где-то в стороне. Стал с ней разговаривать на эту тему, результата никакого, замыкается в себе, но все равно от меня не отходит. Что же делать в такой ситуации? Пошел к психологу сам. Попытался привести к нему и девочку. Ничего не получается, потому что доставить можно только физически, а она чуть что сразу уходит, оглядываешься – идет ли она с тобой, а ее уже нет, выходишь из школы, а она опять тебя ждет. Пытаюсь говорить с ней жестче, ничего не происходит, да и нельзя жестко общаться, говорят, что раз девочка, то нужно общаться мягко, деликатно. Я решил обратиться к родителям: маме, естественно, не до этого, но я ее прошу: «Только помогите сохранить ребенка!» И тут происходит страшное: в Южном Бутове девочка из соседней школы, которая находится напротив нашей, спрыгивает вниз – кончает жизнь самоубийством. Наши дети ее хорошо знают, так как у нас общий спортзал, общие вечера двух школ. После этой трагедии начинаются проверки, заодно проверяют и нашу школу, мы все находимся под этим гнетом. В это время я читал «Приваловские миллионы» Мамина-Сибиряка, это как-то помогло все пережить.В нашей школе у меня была секция шахмат, в которой занимались в основном мальчики, причем того же возраста, что и моя ученица: и ее одноклассники, и ребята на год старше или младше. Я выбрал из них одного и начинаю с ним работать, мельком показывать девочку, с ней начинаю работать, рассказывая про этого мальчика. Дальше я устраиваю творческий вечер, когда они уже выступают в паре, потом еще один, и они опять выступают в паре. Девочка начинает реагировать на мальчика, мальчик соответственно ничего не понимает, но я все равно держу ее крепко и не даю отойти в сторону. Я понимаю, что из этой ситуации все равно есть негативный выход, поэтому прошу психолога, у которого всегда есть много работы, чтобы все тесты они заполняли один за другим – девочка следовала за мальчиком, они начинают неформально работать у психолога, психолог подключается к мой работе, мы аккуратно их разводим, ситуация изменяется. Если раньше девочка ни с кем не общалась, была замкнутой, теперь она вот уже полтора года вливается в коллектив, по-прежнему отличница, но уже с совсем другим результатом.
Комментарии