search
main
0

​Очевидные неочевидности,. или Опыт одного выпускника

Одиннадцать лет школьной жизни, несомненно, снабжают широким диапазоном материала к размышлению. Я выделил для себя список моментов, ознакомление с которыми было бы интересно хотя бы потому, что не так часто они становятся темой для рассмотрения.

Даже краткий обзор всего времени обучения в школе заключал бы огромный объем информации, так как каждый год неизменно оставлял за собой не только множество ценных воспоминаний, но и давал возможность расширить границы познания. Конечно, последнее следует понимать как результат изучения новых тем по тому или иному предмету, однако здесь нельзя не отметить также изменение отношения к знанию и учебе в целом.Более прозаичным кажется факт, что школа прививает ответственность за свои поступки, но от этого он не становится менее важным – эта достаточно обтекаемая формулировка наравне со всем прочим подразумевает рост личного самосознания. Домашние задания и контрольные работы для учителей служат способом фиксации нового материала и проверки степени его освоения учениками. Обучающимся такая система на фундаментальном уровне дает понимание, что их действия согласно свойствам и характеру будут иметь соответствующие последствия. Это одна из тех истин, принятие которых, пускай еще и не совсем осознанно, происходит уже в первом классе. Тщательный и в меру строгий контроль в начальной школе четко зафиксировал у меня этот базовый принцип.В этом примере видно, что некоторые основные правила способны образовать известную диспозицию обстоятельств, контур которых ограничен комплексом конкретных социально-психологических паттернов и не вписывается в рамки отдельного типа деятельности. Именно к обозначенному набору схем необходимо много внимания, однако нельзя ожидать, что ученик, хотя и располагая большим ассортиментом фактов, сможет отследить их последовательность и взаимосвязь, что было бы необходимо для ликвидации логической дискретности. Несмотря на это, самоконтроль и примитивный анализ позволяют увеличить ряд методологических ресурсов, детерминирующих развитие инструмента критической оценки, с чьей помощью удается приблизиться к рассмотрению целостной структуры и избежать распространенных заблуждений.Разбор первого из них по порядку и, вероятно, по значению не требует особой проницательности и осуществляется весьма легко. В средних классах явственно начинают определяться склонности к разным видам наук. Естественный интерес к данной области знания и успехи в ее изучении вскоре удачно схватываются стереотипом о предрасположенности к, скажем, гуманитарным, а не точным наукам. Подобного рода социальная схематика не поддерживается в стенах школы, так как по крайней мере мне никогда не приходилось сталкиваться с жесткой дифференциацией учеников – педагоги предоставляют всем одинаковый доступ к знаниям и возможности себя проявить. Тем не менее живучесть этого мифа объясняется тем, что благодаря ему легко оправдать свою неуспеваемость по, например, истории или математике. Безусловно, иметь больший интерес к тому, а не иному предмету вполне нормально, и с этим связано полагание первых крупных целей, но, по моим наблюдениям, расстановка приоритетов должна оставаться в разумных пределах, поскольку в некоторых случаях она рождает попросту абсурдные ситуации, когда ученик, можно сказать, с чувством собственного достоинства и верой в мудрость своей жизненной философии игнорирует простейшие домашние задания. В более же общем смысле это чревато появлением пассивного отношения к сложностям, которые якобы не входят в воображаемую сферу компетенции. В средней школе преодолеть тягу не выходить за рамки зоны комфорта наиболее важно, потому что иначе можно упустить возможность сильно расширить диапазон аналитических навыков, различных подходов к освоению и реализации материала.Ближе к старшей школе у большинства уже формируются представления о своем будущем, а вместе с тем наступает и напряженная пора подготовки к государственным экзаменам. У многих к тому же моменту складывается вредная привычка спорить с учителями, что бывало безотносительно к тому, что педагог всегда готов помочь и вой­ти в конкретное положение каждого ученика, неприятно наблюдать, учитывая, какое влияние имеет направляющая сила преподавателя. Не без доли категоричности подобная модель взаимодействия признается однозначно ошибочной.Иными словами, бесплодных конфликтов стоит избегать, ведь никто, кроме вас самих, не мешает выполнять поставленные задачи. К слову, их как можно скорее нужно для себя и наметить. Перспективная цель помогает найти мотивацию двигаться дальше, воспринимать возникающие проблемы как новый рубеж, а их преодоление наполняется особым азартом. Здесь надо сказать, что ваши амбиции – это не просто абстрактный образ желаемого, благодаря им действия по достижению результата становятся осмысленными в том плане, что они перестают быть обычной механической работой, а вступают в крепкую связку с идеей о том, ради чего они совершаются. Правда, сосредоточенность не должна вести к чрезмерной самостоятельности. В связи с этим вопреки широко принятой практике при описанных случаях пренебрегать помощью специалиста нельзя, поэтому зачастую советы учителей надо расценивать в качестве прямого руководства.Обращение к разным источникам и внимательное отношение к мелочам на дистанции способно качественно улучшить результат, и это видится закономерным следствием, но большие нагрузки имеют ценность, только когда не представляют собой самоцель, поэтому мысленно нужно спрашивать себя, насколько проделанная работа была продуктивной. Случается, что меньше стараний приносят больше результата, и, конечно, принцип Парето, что 20% усилий дают 80% результата, каким бы несправедливым он ни казался, нужно научиться использовать, чтобы грамотнее распределять время. Фразы в стиле «но я же ведь так много работал/а» нередко исходят из неумелого тайм-менеджмента.Своего рода дискуссионным будет вопрос о том, какое значение имеют ошибки. Существует расхожее мнение, что ошибки важная часть процесса обучения и они чуть ли не необходимы для развития. Очень милое убеждение, но далеко не самое эффективное. Такая установка заставляет менее чувствительно реагировать на свои неудачи, поощряет равнодушно-примиренческое отношение к слабым результатам. Уметь находить компромиссы – полезный жизненный навык, однако в учебе ошибки по невнимательности или незнанию – это категорически плохо, и точка. Без сомнения, следовало бы уточнить, что вовсе не делать ошибок крайне трудно, но, зная свои слабые стороны, большинство из них все же можно не допустить.

Удобно думать что-то по типу: «Ты такой, каким сам себя создал». В действительности это большая заслуга профессионалов и, помимо этого, просто отзывчивых людей, вложивших труд и талант, создавших среду, в которой было приятно учиться и совершенствоваться.

Глеб КУЛАЕВ,выпускник школы №1290

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте