search
main
0

​Общаясь с другими, не унижай их

Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные, а это обычно дети. Именно в детской и подростковой среде распространены оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются остракизму, известны молодежные группировки, выдвигающие профашистские лозунги.

В постсоветское время обострились противоречия между разными народами, обозначился религиозный компонент, появилось поколение детей войны, воспитанное на образах врага и борьбы с ним, с травмированной психикой. Нужно прилагать все усилия к преодолению в умах, сердцах подрастающего поколения экстремизма, национализма, фанатизма. Поэтому одна из главных задач воспитания подростков – формирование позитивного национального самосознания, то есть уважения себя и других как представителей определенных народов, воспитание способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. В Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, говорится: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». Решением проблемы толерантности как способности слышать и понимать другого человека возможно заниматься в ходе воспитательной работы. Наш Центр образования №1486 в рамках программы по воспитанию толерантности разработал и провел мероприятия, главной задачей которых было сделать понятие толерантности близким и ясным для каждого человека. Программа работы включала специальные лекции, тренинги, работу над психологическими тестами, игры на самопознание, оформление буклетов и альбомов о республиках, конкурсы национальной кухни, национальной песни. Все мероприятия были направлены на воспитание межнациональной культуры, терпимого отношения к себе и окружающим. Обсуждались проявления толерантности и нетерпимости в подростковой среде. Воспитательная работа в массовой школе стала наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, а начинается оно с обучения детей тому, в чем заключаются их права и свободы, с поощрения к защите прав других. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Нетерпимость в подростковой среде – повод для серьезной работы родителей, педагогов, воспитателей. В нашем Центре образования такая работа проводится классными руководителями, учителями, воспитателями. В частности, я работаю воспитателем школы полного дня в подростковом многонациональном классе. Я подготовила серию занятий по актуальной проблеме – воспитанию у подростков терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности. При этом я использовала тренинги, рекомендованные московским центром «Дети улиц», а также программу, разработанную под руководством В.Путина, «О воспитании молодого поколения в духе толерантности», направленную на формирование толерантного сознания и профилактику национального экстремизма. Итоги реализации нашей программы по воспитанию терпимости выявились в ходе включенных наблюдений за воспитанниками. По отзывам педагогов, подростки стали успешнее взаимодействовать в коллективе, были отмечены случаи проявления противодействия нетолерантным отношениям. Психологи выявили повышение самооценки каждого воспитанника, создание в коллективе атмосферы доверия и комфорта, а у каждого члена коллектива – чувства безопасности. В ходе праздников, фестивалей, клубных и классных часов стало формироваться чувство причастности подростков к другим культурам. Личностное становление воспитанников проявилось в том, что они стали готовы к обсуждению и принятию научной конвенции принципов толерантности. Все перечисленное позволяет сделать позитивный педагогический прогноз о дальнейшем формировании активной жизненной позиции наших школьников и о развитии их способности жить в мире разных людей и идей. Г. ТИШКИНА, педагог дополнительного образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте