Мысли об образовании будущего постепенно овладевают все большим количеством умов. Профессор теоретической физики Митио Каку, которого газета The New York Times назвала одним из самых умных людей Нью-Йорка, рассказал о том, каким он видит образование будущего.
Вот несколько положений, которые Каку считает важными:- самое главное – учеба уже не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию;- чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой;- действующая система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим их (детей), для того чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны;- первое, чему нужно научиться, – не бояться быть непохожим на других, брать на себя полную ответственность за свою жизнь, не страшиться в один день все изменить и последовать по новому пути;- чем бы человек ни занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция.Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» в течение последних пяти лет активно занимается вопросами образования будущего. Первая форсайт-сессия «Образование»-2030 вызвала бурю эмоций, когда в качестве ожидаемого события выдвинули гипотезу, что школы и вузы изменятся, поменяется их функция. Появится умная среда, которая позволит узнавать в любом месте все, что вас интересует, – от строения галактики до условий выживания микроорганизмов.Получается, что все, к чему мы так привыкли, в том числе классно-урочная система, постепенно станет неактуальным. Вернемся к словам Митио Каку: будут востребованы креативность, воображение, лидерские качества… Как же нам, педагогам, суметь вовремя перестроиться и начать заниматься с детьми именно этими надпредметными компетенциями?Прошедший конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» показал, что если несколько лет назад тема образования будущего была интересна единицам учителей, то в этом году статей оказалось несколько сотен. Но этого мало для всей России. Нам не спрятаться от наступающих перемен, а вот измениться самим можно. И такие изменения происходят, в том числе на очных проектах, где в спорах и мечтах о будущем рождается новое видение и современного образования, и своей роли педагога. Именно такой проект – форум «Педагогический олимп» – ждет нас этим летом в Сочи с 4 по 9 июля.Само название организации – «Интеллект будущего» – предполагает постоянную работу в направлении образования будущего. И в выигрыше остаются и педагоги, которые задумываются о новых методах и новых целях в образовании, и дети, которые сделают упор на саморазвитие и самообразование, уже сейчас будут ответственными за будущее – свое и своей страны.Татьяна ЛЯШКО, заместитель председателя Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», Обнинск
Комментарии