Министр образования Москвы Исаак Калина и префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов приняли участие во встрече с активом образовательных учреждений и жителями района Лефортово, которая состоялась в школе №417. Исаак Иосифович и Владимир Борисович ответили на многочисленные вопросы участников встречи. С основным докладом о развитии окружной системы образования Юго-Востока выступила начальник Управления образования ЮВАО Любовь Олтаржевская.
Уже лет шесть (даже тогда, когда еще не работал в Москве), как префект ЮВАО Владимир Зотов приглашает меня на встречи в округ, я всегда приезжаю.Независимо от того, кто участники встречи – педагоги, родители, могу сказать, что все мы занимаемся общим делом, обучаем и воспитываем тех, кто учится сегодня в наших школах. Когда я еду на такие встречи в округа Москвы, то всегда думаю о том, что должен делать прежде всего – говорить, слушать, задавать вопросы или отвечать на них. Вспоминаю, как в старые времена было такое знаменитое общество «Знание», лекторы этого общества, выезжая на встречи с жителями, выступали перед ними с интересными лекциями. Лекции были интересными, потому что у лекторов общества «Знание» всегда были материалы, которые выдавали только им. У них были закрытые инструктивные встречи, на которые никто иной не мог попасть, там лекторов обеспечивали информацией, которую, кроме них, никто не мог получить. Именно поэтому, когда они приезжали на встречи с жителями, были очень интересными источниками информации, ибо эта информация, по сути, была закрытой для масс, и этих лекторов всем было интересно слушать. У меня на встречах в округах ситуация с точностью до наоборот: никакой закрытой информации в Департаменте образования, которую бы не могли знать педагоги и жители Москвы, нет, вся наша информация абсолютно открытая, ее может знать не только любой работник в системе столичного образования, но и вообще любой житель Москвы, России да и всего мира. Поэтому участникам таких встреч не нужно ждать от меня позиции лектора «Знания», который бы рассказал им то, чего они без меня не знают. Все всё прекрасно знают, если что-то не успели узнать, то нужно всякий раз думать о том, как это можно и нужно сделать. Прежде всего нужно как можно чаще смотреть сайт Департамента образования, на этом сайте сегодня есть кнопка «Открытый департамент», она появилась недавно, до этого мы вряд ли могли себя так называть, потому что какое-то время только шли к этому. На сайте теперь есть полный перечень по дням мероприятий, транслируемых из департамента в течение каждой недели. На меня уже стали обижаться работники технических служб, которые раньше могли транслировать одно-два мероприятия, а теперь они аппаратуру из актового зала Департамента образования практически не выносят, потому что вся неделя занята трансляциями мероприятий для различных категорий слушателей и зрителей. Тут и совещания, и семинары, и заседания различных клубов директоров, и пресс-конференции, и селекторы Департамента образования, проходящие онлайн общегородские родительские собрания и профсоюзные селекторы. Если кто-то не успевает посмотреть трансляцию, то она всегда есть в записи. То есть можно узнать об образовании Москвы все, причем из первоисточника, но для этого надо стать активным и интересующимся пользователем этой информации. – Недавно москвичи проголосовали в рамках проекта «Активный гражданин» за установление единых сроков проведения школьных каникул. Теперь школы сами определят, когда проводить каникулы. Какие сроки лично вы считаете оптимальными?- Сначала в рамках проекта «Активный гражданин» состоялось голосование на тему, а нужны ли вообще единые сроки проведения школьных каникул или нет. В результате более 70 процентов участников голосования ответили утвердительно, после чего специалисты проекта сказали: «Раз население высказалось за единые сроки проведения школьных каникул, то теперь Департамент образования как учредитель государственных школ должен сказать им, какими будут сроки проведения этих каникул». Я в ответ засмеялся: «Вы не поняли: они высказались за единые сроки проведения каникул, но при этом под словом «единые» каждый понимал свои сроки. Поэтому теперь, когда мы поняли, что все высказались за единые сроки, давайте разберемся в том, какие же единые сроки люди хотят видеть!» После этого были предложены на выбор три варианта, все они соответствовали закону РФ. На этот раз проголосовало огромное количество жителей Москвы – почти полмиллиона человек, жаль только, что проголосовало мало ребят-старшеклассников, доля их голосов в результате оказалась нерешающей, решающими оказались голоса взрослых. Я потом посмотрел результаты голосования детей и взрослых, и у меня создалось впечатление, что ученики выбирали время, когда учиться, а взрослые – когда отдыхать. Около половины москвичей проголосовали за один вариант проведения каникул – четвертной (каникулы после каждой учебной четверти), другая половина – за другой, модульный, вариант, когда ребята несколько недель учатся, потом отдыхают неделю, получается в год около пяти недель отдыха, остальное время – учеба. Поскольку голоса москвичей разделились пополам, мэр Москвы Сергей Собянин на аппаратном совещании дал поручение Департаменту образования не использовать право учредителя и не рекомендовать школам один график проведения школьных каникул, а предоставить школам возможность выбора одного из двух победивших графиков. При этом я должен сказать, что у нас есть результаты голосования по каждой школе, и мы предоставим их вместе с Департаментом информационных технологий каждой школе, чтобы она вместе с управляющим советом, родительским комитетом, администрацией могла бы посмотреть, каким был выбор жителей Москвы, которые пользуются для обучения детей этой школой. Тогда в соответствии с этим решением школа примет то решение, которое хотят люди. Что касается того, какие сроки проведения школьных каникул лично я считаю оптимальными, то, признаюсь, что вначале я уходил от ответа на этот вопрос, а теперь, когда голосование завершено, могу сказать: голосовал бы так, как проголосовали наши старшеклассники, за то, чтобы больше одной недели не отдыхать. Могу признаться, что долгие годы работал по этому принципу: квартал работал, потом больше чем на неделю не уходил. (Когда-то в райкоме партии была такая шутка: если партия может обойтись без тебя больше недели, то она может обойтись без тебя и дольше.) Думаю, наши старшеклассники за этот вариант в своем большинстве проголосовали потому, что он дает возможность не отрываться от учебного процесса и отдохнуть, не теряя темп работы. – Слышали, что в дошкольных отделениях будут устанавливать видеонаблюдение. Как должно быть организовано видеонаблюдение, чтобы не допустить нарушения законодательства?- Во-первых, дело будет обстоять не так, что просто кто-то возьмет и установит видеонаблюдение. Мы отобрали сначала 20 дошкольных отделений, которые этого захотели, согласовали это с педагогами, родителями. Так как ребенка могут увидеть вместе с другими детьми в группе не только его родители, но и родители других детей, согласие родителей должно быть обязательно. При этом не хочу скрывать: мы считаем, что если родители этого захотели, если это им нужно, то они должны принять активное участие и в финансировании этого видеонаблюдения. Хотя город несет достаточно серьезные расходы на сети для видеонаблюдения, на трафик для видеонаблюдения, мы считаем, что если родители хотят иметь такую услугу, такой сервис, то они должны тоже как-то в этом участвовать. Тогда будет доказательство того, что они этого хотят всерьез, ведь когда все бесплатно, то хотят все, а когда надо заплатить хоть три рубля, то люди начинают как-то более трезво оценивать свои желания. Поэтому установить видеонаблюдение в группах ДО можно, но для этого нужно желание родительского сообщества и педагогов. Считаю, что у педагога нет морального права быть против, если родители хотят видеть, что происходит в детсадовской группе во время рабочего дня.- Мы надеялись на реорганизацию – объединение школы и детского сада. Но в конце декабря 2014 года узнали, что это объединение не состоится. Что нам делать? – Мне докладывали результаты работы комиссии, которая рассматривала заявки на реорганизацию. Эта комиссия отклонила не одну, а достаточно много заявок на объединение по городу. Значит, аргументы авторов заявок показались членам комиссии недостаточно убедительными. Могу напомнить, что в первые годы, когда только-только начиналась реорганизация, у нас было тоже очень много отклоненных проектов на объединение ОО, потому что некоторые образовательные организации предлагали их просто потому, что хотели быть первыми. Тогда тоже работала большая комиссия, которая отклоняла до 70 процентов заявок, только когда люди поняли, зачем, как можно проводить реорганизацию, мы передали рассмотрение заявок уже в окружные управления образования, которые готовили решения. Сейчас я считаю, что подавляющее число разумных, полезных реорганизаций завершено, поэтому мы опять вернулись к городской комиссии, которая очень жестко и серьезно оценивает целесообразность той или иной реорганизации, отклоняя до 40 процентов заявок. Могу только посочувствовать образовательным организациям, чьи заявки отклонены, но еще раз скажу: причина тут может быть только одна – их аргументы членам комиссии показались недостаточно убедительными. Помочь какой-то образовательной организации я могу, наверное, только единственным образом – помочь ей на волонтерской основе подготовить более убедительную заявку, усилить аргументацию, если управляющий совет и администрация объединяющихся образовательных организаций готовы рассматривать меня как эксперта-консультанта. Повлиять на решение комиссии я никак не могу, комиссия может и мою заявку отклонить, тогда не знаю, как буду себя чувствовать. – Можно ли отказаться от внеурочной деятельности, предоставив справку от врача, что ребенку противопоказаны повышенные нагрузки?- Я всегда шучу, что есть две институции, в которых можно взять справку, чтобы от них освободиться: в тюрьме освобождают и в армии дают увольнительную. Теперь вот оказалась еще и третья – справка об освобождении в школе, оказались в одном ряду все три эти институции. Хочу спросить: что же это за такие внеурочные занятия, если от них ребенку и семье хочется отказаться? Я обращаюсь ко всем директорам: коллеги, посмотрите, что у нас за такие внеурочные занятия, что от них надо отказываться, да еще со справкой. Думаю, от таких можно и без справки. Вопрос не в том, освободить ребенка или не освободить, можно вообще перевести его на индивидуальный график, освободить, например, от посещения математики (от экзамена, правда, освободить нельзя), но лучше посмотреть на качество тех или иных занятий.- Обязано ли образовательное учреждение предоставлять льготу по оплате платных дополнительных услуг?- Во-первых, надо смотреть, что это за услуги, во-вторых, какие основания есть для установления льготы. Этот вопрос не в компетенции Департамента образования, так как эти деньги получает не департамент, не город, не Департамент финансов, их получает и распоряжается ими только школа, поэтому все нужно решать на уровне администрации и управляющего совета этой школы. Я не имею права принять в данном случае решение за школу, которая эти услуги оказывает. – Что дает присоединение детских садов к школам, с какой целью это делают?- Могу сказать, что, во-первых, в Москве это делают очень давно – с конца 80-х – начала 90-х годов. В Москве были центры образования, у которых, к сожалению, была юридическая проблема с Пенсионным фондом, поэтому они не очень активно развивались, хотя их было довольно много, наверняка они были и в Юго-Восточном округе. Эти центры образования в свой состав включали и дошкольные учреждения. Когда в 2010 и 2011 годах мы анализировали обращения граждан, то была немало меня удивившая масса обращений по поводу того, что для поступления в первый класс надо было обязательно заранее записать ребенка на какие-то платные подготовительные курсы. Более того, я об этом и не узнал бы, так как никто в школах не хотел в этом признаваться, но Служба финансового контроля пошла проверять посещаемость в детских садах и обнаружила, что уже в три часа дня детей в старших детсадовских группах уже не было. Проверяющие стали выяснять, где дети, и стало известно, что они в это время на платных подготовительных курсах в школах для поступления в первый класс. Мы начали в этой ситуации разбираться. Школы утверждали, что детские сады совершенно не развивают и не готовят детей к тому, чтобы те смогли учиться в первом классе, детские сады, естественно, говорили, что школы требуют бог знает чего (чтоб ребенок «Войну и мир» рассказывал при поступлении в первый класс, а иначе пусть идет на платные курсы!). Эта абсолютно непродуктивная дискуссия между детскими садами и школами сегодня автоматически закончена, в образовательном комплексе единый педагогический коллектив с единой системой взаимных требований, полное право в этом коллективе получил воспитатель дошкольного отделения, который может рассказать о том, что неправильно требуют от ребенка в первом классе, точно так же как учителя начальной школы могут подсказать воспитателю дошкольного отделения, как работать с ребенком, чтобы он пришел в первый класс и потом спокойно и успешно там учился. Сейчас процент перехода из дошкольных отделений в первые классы – очень хороший качественный показатель работы школы. Если у школы хорошее дошкольное отделение, то у родителей есть вера в хорошую начальную школу, и они не уйдут из этой школы, продолжат в ней обучение своего ребенка, кстати, школа не имеет права отказать воспитаннику дошкольного отделения в приеме в первый класс, она его автоматически туда зачисляет. Если родители уходят в другую школу, то это сильный сигнал, для того чтобы задуматься, почему ребята из дошкольного отделения не переходят в первый класс, значит, что-то им в этой школе не нравится.
Комментарии