Как противостоять примитивизации личности и секуляризации общества? Как балансировать между соцзаказом и истинными ценностями культуры? Кого должна воспитывать новая школа: конформистов или свободных, а главное, мыслящих граждан?
Эти непростые вопросы были заданы на открытии ежегодной научно-практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий, которая традиционно проходит осенью в нижегородской лингвистической гимназии №13. Уже в пятый раз она собрала в своих стенах педагогов и руководителей гуманитарных образовательных учреждений региона. Почетными гостями форума стали преподаватели институтов повышения квалификации из Санкт-Петербурга и Кирова. На этот раз тема конференции касалась открытого образовательного пространства гимназий. Доктор педагогических наук, профессор кафедры словесности и культурологии Нижегородского института развития образования Мстислав Шутан поделился своей тревогой за судьбу российской культуры, основой для которой всегда служила русская классическая литература. Всем известно, что в сегодняшней школе урокам литературы отведено далеко не почетное место. Почти повсеместно в старших классах их заменяют подготовкой к ЕГЭ по русскому языку, для оценки части С которого разработана система критериев, не учитывающая ни уровень понимания, ни способность к выражению собственных мыслей. В итоге пустое эссе, написанное по шаблону, имеет все шансы получить максимальный балл. Учитель, особенно словесник, постоянно чувствует себя раздираемым противоречиями. Так называемые вызовы времени – потребности государства – диктуют совсем иные приоритеты, порой очевидно противоречащие тому, что стремились донести в своих произведениях Пушкин, Чехов, Толстой и Достоевский. По мнению педагога, пренебрежение к предмету, закладывающему основы духовности и нравственности, чревато необратимыми последствиями для общества, и чем раньше это поймут руководители образования, тем лучше.Выступление Сергея Федорова, доцента кафедры филологического образования Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования, было посвящено взаимосвязи языка и личности. На знакомым многим примерах (ими послужили широко известные рекламные слоганы) Сергей Владимирович доказал, что чем лучше человек владеет языком, тем он свободнее, а значит, у него гораздо меньше шансов стать жертвой современных манипулятивных технологий. Вывод, к которому петербургский гость подвел слушателей, никого не удивил: образованными людьми гораздо труднее управлять, они не будут подчиняться очевидной глупости, не будут участвовать в пошлости… Но вот нужны ли такие люди государству?Нижний Новгород
Комментарии