Впервые учебники для глухих и слабослышащих детей появились в 30-е годы прошлого века. Традиция выпуска учебников и учебных пособий для детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и сейчас.
Выпуск учебников для глухих детей в Советском Союзе был связан с именем выдающегося сурдопедагога Сергея Зыкова – автора издательства «Просвещение», до 1964 года называвшегося «Учпедгиз».В 1930-е годы Зыков работал сначала учителем, затем директором школы для глухонемых, в Наркомпросе РСФСР возглавлял отдел специальных школ. Написанный им «Букварь для глухих детей» с 1940 года выдержал 12 изданий, причем работа над ним не прекращалась даже в годы войны. В письме с фронта 16 сентября 1941 года Сергей Александрович (он прошел всю войну и демобилизовался лишь в 1946 году) писал своей жене Галине Ильиничне: «Зайди в Учпедгиз, узнай, как дела с переизданием (третьим) Букваря. Он был включен в план 1942 года».Букварь тех лет для глухих детей отличался от обычного особым подбором текстов – максимально простых, рассчитанных на последовательное освоение букв. Авторы составляли тексты сами (в обычных букварях также приводится множество цитат из литературных произведений). Без слуха у ребенка нет речи, поэтому в «Букваре…» с помощью предметной или сюжетной картинки объяснялось, какая буква и какой звук чему соответствуют.В учебниках для детей с ОВЗ всегда учитывались последние достижения дефектологической науки, отмечает руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» Сергей Сацевич, и они постоянно совершенствовались в соответствии с изменениями научных представлений. В числе авторов УМК для детей с нарушениями слуха издательства – Марина Зыкова, кандидат педагогических наук и заместитель руководителя по редакционно-издательской работе Центра специальных форм образования издательства «Просвещение», внучка Сергея Александровича. «Наша цель, – говорит она, – интеграция таких детей в общество».Введение с 1 сентября 2016 года новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ, не только глухих и слабослышащих, но и с другими особенностями, потребует комплексных решений для обеспечения школ учебной литературой, переработки и адаптации уже имеющихся учебников, говорит главный редактор издательства Ольга Котляр: «С финансовой точки зрения нам трудно обосновывать необходимость их выпуска. Тиражи невелики, себестоимость одной книги высока. Однако даже в тех случаях, когда выпуск учебников издательству невыгоден, мы не прекращаем эту работу. Сейчас начинается новая веха в развитии специального образования, инклюзивное образование стало одним из ключевых направлений государственной политики, приняты федеральные стандарты, и создание образовательной среды для обучения таких детей наше издательство считает своей социальной миссией».
Комментарии