Частные вопросы родителей – это те вопросы, на которые они должны получать ответы в школах, но, как видно, не получают, а потому приходят на городские родительские собрания и задают на них свои вопросы. Почему у нас не работает коммуникация? Это ведь одна из причин, что проблемы родителей не решают там, где должны решать.
Да, нам предлагают создавать общественно-государственное управление. Но сегодня на управляющие советы пытаются возложить непосильную ношу по управлению школой, хотя у них нет для этого ни кадровых, ни финансовых ресурсов. Я был бы счастлив, если бы в управляющих советах нашлись люди, понимающие суть экономики школы, структуру этой экономики и принятие решений, связанных с экономикой школы. Этого почти никто не делает. Перекладывая на управляющие советы задачу контроля, никто не берет на себя задачу обучения этому. Сегодня у нас даже детей не учат нормальной работе в коммуникации. Нынче в школе в виде обязательного элемента вводят индивидуальное проектирование, ровно год назад я спросил у министра образования Москвы Исаака Калины, сколько учителей в столице обладают методологическим знанием для передачи того, как работает социальный проект. После минутной паузы министр сказал: «Мы это решим!» Если сегодня мы начнем обучение в вузах тому, как строить социальный проект, то через пять-семь лет в Москве мы сможем говорить о зачатках формирования проектной культуры. Но с управляющими советами мы не можем ждать столько лет, нам нужно это делать быстрее. Нам сегодня нужно формировать культуру общественно-государственного управления в школах. Я предлагаю Департаменту образования создать программу обучения управляющих советов. Не вижу я и того, чтобы руководителей ОУ обучали тому, как исполнять закон 83-ФЗ, а сегодня считанные специалисты способны это делать.Нужен ли контроль работы управляющих советов? Тут мнений много и самых разных, но скажу, что должен быть не только внутренний контроль. Вообще любая система контроля состоит из нескольких элементов, это контроль внутренний, внутриорганизационный, и контроль внешний, который делится на контроль корпоративный и общественный. Вот эти четыре вида контроля должны существовать в системе контроля.Комментарий по поводуИгорь ПАВЛОВ, заместитель руководителя Департамента образования:- 83-ФЗ напрямую относится к учреждениям образования. Повышение квалификации кадров тут нужно серьезное, комплексное, оно нужно еще и для тех руководителей ОУ, которые переходят на новую систему оплаты труда, поэтому в Москве такое повышение квалификации было проведено. Переподготовку директоров мы ведем массово в Академии народного хозяйства и государственного управления, Финансовом университете, Высшей школе экономики, академии имени Плеханова, РГСУ, РГГУ. Каждый директор, как любой специалист с высшим образованием на базе специалитета, может на бесплатной основе поступить в магистратуру, и многие директора московских школ эту возможность используют, так как понимают: чтобы работать в новых условиях, нужно быть подготовленным.При новой системе оплаты труда предусмотрено создание стимулирующего фонда. При его распределении нужно положение, которое утверждается непосредственно в школе. В зависимости от того, какие пункты прописаны в этом положении, управляющий совет в том числе может влиять на механизмы распределения стимулирующего фонда. Да, у управляющих советов значительная ноша по общественно-государственному управлению, конечно, не сразу получится научиться нести эту ношу, но возможность влиять на управление школой у совета есть, и это уже хорошо.
Комментарии