В Москве накоплен богатейший опыт работы образовательных организаций по охране здоровья детей и подростков. Однако одни образовательные организации в этом направлении работают более успешно, другие менее успешно. Следовательно, и педагогический ресурс здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций используется не в полном объеме, а накопленный опыт реализуется локально, использующие здоровьесберегающие технологии не всегда эффективны.
Для того чтобы была выстроена системная работа образовательных организаций в этом направлении, сегодня нужны не только школьный координатор здоровьесберегающей деятельности, но и экспертная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, мониторинг здоровья обучающихся, а может быть, и педагогический аудит опыта реализации здоровьесберегающих технологий. К сожалению, в настоящее время не существует четких стандартов здоровьесберегающей деятельности образовательной организации. Более того, нет единого перечня критериев качества здоровьесберегающей деятельности. Предполагается, что деятельность образовательной организации (детский сад, школа, колледж, вуз) эффективна, если есть положительная динамика показателей состояния здоровья – сокращаются заболеваемость, количество пропусков занятий по болезни. Но здоровье человека вообще и особенно ребенка не только физическое здоровье. Здоровье согласно определению ВОЗ – важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека. Следовательно, здоровьесберегающая деятельность образовательной организации должна быть направлена на накопление личностных ресурсов, обеспечивающих ему здоровье не только во время обучения в образовательной организации, но и на всю последующую жизнь, а экспертная оценка эффективности используемых здоровьесберегающих технологий, мониторинг состояния здоровья обучающихся должны иметь междисциплинарный характер и включать показатели педагогического, физического, психологического, соматического, социального профилей. Экспертная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, мониторинг здоровья обучающихся при добросовестном их проведении становятся источником достоверной информации, необходимой для планирования вышеназванной деятельности образовательной организации. Одно из важных направлений экспертной оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательной организации – это изучение уровня удовлетворенности потребителей здоровьесберегающих услуг, оказываемых образовательной организацией. У образовательной организации четыре основные группы потребителей услуг: две внешние (общество и родители) и две внутренние (обучающиеся и сотрудники). Каждая группа предъявляет свои требования к здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Именно экспертная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательной организации, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, мониторинг здоровья обучающихся позволят сформулировать перечень показателей здоровьесберегающей деятельности образовательной организации: организация питания, организация физического воспитания, психологическое сопровождение и помощь, работа социального педагога, адекватность учебной нагрузки, противодействие аддиктивному поведению, психологический микроклимат, родительская оценка отношения образовательной организации к здоровью детей, здоровье учителей, ответственность учителей по отношению к собственному здоровью, отношение учителей к здоровью детей, отношение администрации к здоровью сотрудников, значимость здоровьесберегающей деятельности в глазах сотрудников, взаимодействие образовательной организации с родителями по вопросам здоровьесберегающей деятельности. По результатам анализа всех этих показателей здоровьесберегающей деятельности можно получить объективную оценку деятельности образовательной организации по охране здоровья детей и подростков, профилактике вредных привычек, зависимостей, воспитанию культуры здоровья у них.Елена МИТИНА, старший научный сотрудник МИРО
Комментарии