search
main
0

​Неслучайная судьба. Дело не в зарплате, а в возможности самореализации. Так считают мужчины – педагоги Кировского центра дополнительного образования одаренных школьников

Согласитесь, видеть мужчин в школе всегда приятно. Особенно молодых, энергичных и увлеченных. Причем лучше всего представители сильного пола смотрятся не в директорском кресле, а в классе, среди учеников. Не умаляя роли женщины в деле воспитания и просвещения, подчеркну: мужчина, одаренный в педагогике, может дать детям (а значит, всему обществу и государству в целом) намного больше, чем столь же одаренная женщина. Вот тут у женщин и мужчин абсолютно разные весовые категории. И тягаться с сильным полом трудно, с этим согласятся, наверное, все женщины-педагоги. Не случайно поэтому учителя-мужчины гораздо чаще становятся победителями профессиональных конкурсов. Потенциал у них выше и мощнее, это нужно признать.

Не располагая полными социологическими выкладками, опираясь исключительно на свой профессиональный опыт и отчасти интуицию, могу сказать: хоть медленно, но мужчины в школу возвращаются. Мой оптимизм отнюдь не беспочвен. Совсем недавно я была по заданию редакции в Кировской области. За полдня мне посчастливилось общаться с пятью мужчинами-педагогами, причем не с первыми попавшимися, а с профессионалами, каждый из которых достоин отдельной большой статьи. Именно тогда я поймала себя на мысли, что в образовательной сфере все не так плохо, как мы привыкли говорить в последнее время. Если Дмитрия Скурихина, абсолютного победителя всероссийского конкурса «Директор школы России 2011 года», Александра Шибанова, лауреата недавнего «Учителя года-2012» (он, как и Дмитрий в 2005 году, вошел в пятнашку), и Игоря Рубанова, основателя Кировского областного центра дополнительного образования одаренных школьников, я уже знала, то с Константином Кохановым и Вадимом Сидоровым, педагогами дополнительного образования, познакомилась лишь в этот приезд. Хотя наслышана о них была и раньше. Но обо всем по порядку.Особенность разработанной и созданной Игорем Соломоновичем системы выявления и развития одаренности в том, что она сама для себя готовит кадры. В кировском центре реализована модель, в которой талантливая личность находит лучшую сферу приложения сил и способностей – собственно это и является основной целью, а не пресловутые победы в олимпиадах, которые педагоги воспринимают как побочный продукт образовательной деятельности.С самого начала Рубанов решил привлекать к работе с талантливыми школьниками студентов, имеющих склонность к педагогической деятельности. В качестве стажеров они выезжали в летнюю школу и, получив там первый опыт (почти всегда положительный), охотно соглашались вести занятия в течение года. Возможно, на первых порах студентам не хватало опыта. Но зато во всем, что они делали, не было и следа рутины. Не было у молодых преподавателей ни усталости, ни пресловутого синдрома эмоционального выгорания. Были энергия, поиск, радость открытий. Было взаимопонимание со старшеклассниками.Совместная познавательная и исследовательская деятельность давала неожиданно высокие результаты. Они тогда многих удивляли. Но стоило ли удивляться? Если создать интеллектуальную среду и творческую атмосферу, результаты ждать себя не заставят. Именно своей атмосферой, отличавшейся от эмоционального климата прочих загородных лагерей, летняя многопредметная школа привлекала к себе и детей, и взрослых. Кстати, она никогда не испытывала дефицита кадров. Провести занятия с одаренными детьми в Кировскую область охотно приезжали и продолжают приезжать видные ученые из столичных вузов. В этом «питательном бульоне» созревало мастерство начинающих педагогов. Так, из нескольких потоков студентов, привлеченных Игорем Соломоновичем, сформировалась достойная смена.Вадим Сидоров рассказал о себе следующее:- В 2000 году я поступил на математический факультет в Вятский педагогический университет. Уже на первом курсе познакомился с Игорем Соломоновичем Рубановым, он пригласил меня в летнюю многопредметную школу на математическое отделение стажером. Я сразу же попал на параллель 7-х классов. Мне все было безумно интересно, все было в новинку. В первую очередь удивил уровень подготовки и эрудированности школьников. Естественно, именно тогда обострилось желание работать над собой, над своими знаниями, умениями и навыками. Летняя школа стала хорошим стимулом к личностному росту. Буду откровенным: к моменту моего поступления в педагогический институт мой общий культурный уровень был невысок. Я был провинциалом во всех отношениях. В полной мере я осознал это в летней школе в процессе общения с преподавателями и детьми. Сам я жил до университета в деревне, учился в обычной сельской школе. Не было так называемого давления среды, не было рядом людей, с которыми мог бы конкурировать, поэтому я варился в собственном соку, не развиваясь. Можно сказать, что и математику как науку я узнал только в летней школе. Именно со знакомства с людьми, увлеченными математикой, началась кропотливая работа над собой: чтение «Кванта», решение задач. По возвращении из летней школы, уже на втором курсе, я стал проводить занятия со школьниками, вместе с Игорем Соломоновичем и Ольгой Викторовной Рубановыми. Мои первые ученики в этом году уже окончили разные университеты. Таким образом, я уже 12-й год работаю в ЦДООШ. Параллельно занимаюсь наукой – защитил кандидатскую, учусь в докторантуре, являюсь доцентом кафедры алгебры и дискретной математики Вятского государственного гуманитарного университета.Я не могла не задать Вадиму вопрос о материальном положении. Ответ не удивил:- Все, кто у нас работает, делают это не ради денег. Большинство моих коллег – энтузиасты, нам интересно наше общее дело, поэтому если мы и думаем о деньгах, то в последнюю очередь. Людям нравится их работа, это главное. Конечно, деньги, которые я получаю в ЦДООШ, – весомое подспорье к моему научному окладу. Теперь я не готовлю, например, к ЕГЭ, как я это делал в 2006-2007 учебном году, когда единый экзамен только начали проводить. Мне приходилось подрабатывать, поскольку я должен был снимать квартиру. Сейчас я этим не занимаюсь, мне хватает и так.- Значит, зарплатой вы довольны, а молодежь современная вас радует?- Молодежь очень разная. Из тех, кто приходит к нам, подавляющее большинство мотивировано, им интересно учиться, нам не приходится прикладывать массу усилий, чтобы их заинтересовать, им уже интересно, мы должны только развить этот интерес и поддержать. Нельзя не признать, что уровень преподавания математики в массовой школе снизился. Основная причина – кадровый голод. Те, кто мог это делать и делал хорошо, уходят на пенсию, те, кто помоложе, меняют профессию, в массе своей зарплата в школе крайне низкая. Есть и еще причина: очень изменились учащиеся, с которыми приходится работать. Стремление к внешней свободе, к свободному проявлению своей личности создает проблемы в учебном процессе. Заинтересовать учеников массовой школы стало сложнее. Вопрос «А зачем нам это надо?» звучит постоянно. Есть и другая причина: после 90-х годов денежный фетиш отодвинул ценность знаний на дальний план.Константин Коханов впервые попал в ЦДООШ в 1992 году, ему тоже было 19 лет. Он заканчивал 2-й курс физфака, когда Рубанов пригласил Людмилу Ивановну Василевскую – куратора группы, в которой учился Константин, преподавать в летнюю школу. Здесь впервые было решено организовать помимо математического физическое отделение. Это был эксперимент. Вместе с Людмилой Ивановной в качестве помощника-стажера поехал Константин. Я прошу его поделиться воспоминаниями.- Все, что я увидел в летней школе, произвело на меня огромное впечатление. И люди, которые там работали, и сама организация процесса. Мы все делали сами, и это было удивительно. Каждый день приходилось учиться чему-то новому, делать открытия. С тех пор моя жизнь связана с одаренными школьниками. После университета я какое-то время работал в лицее естественных наук, но сотрудничество с центром в этот период не прерывалось. Сначала я был совместителем, теперь это моя основная работа – я заместитель директора по олимпиадам, которые центр проводит в нашем регионе. Занимаюсь их методической подготовкой и проведением. С детьми, конечно же, тоже работаю.И у Константина я не могу не поинтересоваться материальным аспектом.- Дело не в зарплате. Если человек получает от работы удовольствие, то о деньгах он не думает. Я не знаю, сколько бы я сейчас получал в лицее, но здесь все, кто работает на совесть, имеют возможность заработать. Кроме того, у нас есть все условия для роста. Подавляющее большинство наших сотрудников имеют ученую степень. Про наш центр ходит шутка, что даже сторожа становятся у нас кандидатами наук. А начинают все студентами. Сам я учусь в докторантуре. Скажу честно, мне здесь нравится все. Прежде всего творчество. Многие сюда и приходят за тем, чтобы реализоваться. Вот, например, отделение физики у нас все молодое, работает много молодых ребят. Недавно появилась девушка, очень талантливая. Обновление идет постоянное, и это очень хорошо.- Вы видите кого-то среди своих учеников, кто со временем станет преподавать?- Почти всегда так и получается. Это одна из особенностей нашего центра. Мы на кадровом самообеспечении. Самый сильный мой коллега (он занимается и международными олимпиадами) – мой ученик. Он уже кандидат наук, во многом на нем и держится отделение.- Значит, условиями вы довольны, коллегами тоже, а учениками? Сейчас все ругают молодое поколение…- Ничего плохого про молодежь сказать не могу. У нас много умных молодых людей, с которыми приятно работать. Кстати, в последние годы заметно улучшилось поведение. Случаев тяжелого, злого хулиганства или пьянства в летней школе не наблюдается. А когда мы начинали, инциденты хоть не часто, но случались. Это не наша заслуга, просто сами дети изменились в лучшую сторону. Когда-то из мер наказания у нас были «наряды вне очереди». При этом несколько раз мы проводили среди ребят опрос, спрашивали, хотят ли они, чтобы эти наряды отменили. Они давали отрицательный ответ. Несколько лет назад мы сами отменили эти наряды, просто потому, что в них больше нет необходимости.- Может быть, вы делаете вывод, общаясь только с одаренными детьми, не зная контингента массовых школ?- С подростками из обычных школ мы общаемся. Я не могу сказать, что они стали хуже. Например, задачи, что мы решали раньше и что решаем сейчас, – это небо и земля! В школах стали готовить хуже, но дети глупее не стали. Безусловно, образование в нашей стране деградирует. Особенно расстраивает «большевистский» закон об уничтожении лицеев и гимназий. Хотят уравнять всех, но не поднять массовую школу до уровня лицеев, а, наоборот, опустить. Но сильные дети все равно остаются.Итак, молодое поколение преподавателей, выросших из студентов и аспирантов, привлеченных Рубановым, сегодня основной состав успешной команды. На ее счету множество побед. Самым большим своим достижением коллектив ЦДООШ считает повышение престижа научной деятельности. Трудно сосчитать, сколько подростков города и области привлекли педагоги центра к интеллектуальным занятиям. Возможно, уже через несколько лет они придут в школы. Ведь пример, который подают им наставники, не может не вдохновлять. Не скучная обязанность, а любимое дело, не рутина, а творчество – разве не этого подсознательно ищет каждый, задумываясь о выборе профессии?Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте