В мае мы, как всегда, готовились к празднованию Дня Победы. Мы хотели вспомнить тех, чье детство совпало с войной, и попытались воскресить на сцене жизнь детей, которым пришлось, несмотря на возраст, воевать, терять близких, голодать в блокаду, работать наравне со взрослыми. В нашей постановке мне досталась роль девочки, которая вяжет варежки для бойца, и тут я впервые по-настоящему задумалась о том, как же трудно пришлось нашим ровесникам, которые жили в то страшное время.
Я не знала, откуда взялось стихотворение, которое я читала, но оно мне сразу запомнилось:Бабушке Варварушке я связала варежки,Думала-подумала, ей дарить раздумала.Отошлю на фронт бойцу -Вдруг достанутся отцу…Я пыталась представить, как девочка моих лет вяжет эти варежки и мечтает, чтобы они согрели руки бойца. И почти в эти же дни мы пригласили в класс ветерана – Софию Вольфовну, чье детство пришлось на войну. Мы слушали ее воспоминания о начале войны, о Москве в 1941 году. А потом София Вольфовна стала рассказывать о том, как она пошла в школу. Только после ее рассказа я стала понимать, как мало мы ценим то, что у нас есть. Оказывается, у ребят тогда не было даже тетрадей, хотя были уроки чистописания. Папа приносил Софии Вольфовне копии ненужных чертежей; мама на обратной стороне линовала их в три косых линейки, потом эти чертежи разрезали и сшивали в тетради. И в этих самодельных тетрадях ребята писали с нажимом и волосяными линиями. А когда однажды одна из учениц принесла в школу настоящую тетрадь с хорошей бумагой, все ученики подходили, чтобы потрогать пальчиком, какая гладкая бумага.Казалось бы, как все это не похоже на нас! На наши тетради с разными картинками, которые мы начинаем и бросаем, на наши пеналы, полные фломастеров и разноцветных ручек! А у Софии Вольфовны был всего-то любимый огрызочек зелененького карандашика с довоенных времен, и она рисовала бутылочку, веточки тополя с почками и листочки, вылезающие из почек. Но ведь и мы тоже так рисуем! Значит, детство детей войны и наше детство могут быть связаны!Каково же было мое удивление, когда София Вольфовна, рассказывая о том, как девочки в школе учились шить кисеты для бойцов, вспомнила стихотворение, которое она учила тогда: «Бабушке Варварушке я связала варежки…» Я услышала знакомые и понравившиеся мне строчки и подхватила его. Стихотворение мы закончили читать вместе. Оказывается, и стихи мы знаем одни и те же. А потом выяснилось, что и игры, о которых она вспоминала, нам тоже известны. Получается, что есть немало вещей, которые нас связывают.Я подумала, что в нашем школьном музее можно создать раздел, посвященный нашим сверстникам в годы войны, и встреча с Софией Вольфовной стала началом этой работы. Я записала все, что мы услышали, сфотографировала сохранившиеся у Софии Вольфовны грамоты (как и нам, ребятам давали грамоты за успехи в учебе!), табели, напечатанные на обороте каких-то старых документов, письма с фронта. Подумать только! В моих руках были настоящие документы той эпохи!Я почувствовала, что теперь мы связаны общей ниточкой, может быть, похожей на ту, из которой были связаны те самые варежки из стихотворения. Мне кажется, что они стали символом живой связи поколений.И мне пришла в голову мысль – связать варежки и подарить их Софии Вольфовне. Ведь они не только согреют руки, но и сохранят тепло моего чувства, потому что связаны от души. Я подарила их Софии Вольфовне. Надеюсь, этот подарок, сделанный мной, будет не только согревать руки, но и напоминать о том, что я всегда готова оказаться рядом, стоит только позвонить.
Комментарии