Очень часто среди родителей и учителей бытует мнение, что самое главное в речи ребенка – это «поставить звуки». Остальное, что касается речи, как-то упускается из виду. Безусловно, неправильное звукопроизношение нужно преодолевать, желательно, чтобы у ребенка без речевой патологии к 5 годам сложилось полноценное произношение всех звуков. Но это не единственный показатель правильного развития речи ребенка-дошкольника.
Уровень развития речи ребенка в основном определяется правильностью речи окружающих его людей. Именно речь окружающих формирует у него богатый или бедный словарный запас, развернутую или односложную фразу. Если близкие привыкли общаться с 4-5-летним ребенком как с 2-3-летним, то его речь будет развиваться медленно. Очень важно читать детям книги, рассказывать сказки, разговаривать о прочитанном, спрашивать, что запомнили. Словарный запас дошкольника должен содержать глаголы, существительные, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги, обобщающие понятия (платье, шорты, пальто, майка – это одежда). А также ребенок должен овладеть связной речью.Для специалистов, как и для родителей, важно организовать работу по развитию речи ребенка еще в дошкольном возрасте. Ведь очень часто дети, придя в первый класс, не могут правильно употреблять предлоги, местоимения в речи, не владеют принятыми в русском языке способами образования слов, неправильно делают окончания существительных и прилагательных. А о полноценной связной речи в некоторых случаях вообще говорить не приходится.Поэтому в рамках центра на групповых логопедических занятиях проводится работа по развитию всех компонентов речи дошкольника – обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, связной речи. Учитель-логопед на материале одной лексической темы, например «Зима. Зимние забавы», знакомит детей с особенностями данного времени года, вводит словарь по теме: существительные (зима, снег, снежинка, метель, лед, сосульки, холод), прилагательные (ледяной, белый, легкий, холодный, зимний, морозный), глаголы (кружиться, идти, падать, лететь, покрывать). Детям даются задания на подбор прилагательных к существительным. Например: «Какими могут быть снег, зима, мороз?» – «Снег может быть белым и холодным, мороз может быть сильным, слабым». Задание может быть на подбор глаголов к существительным – снег: идет, тает, кружится, летает, падает, скрипит, снежинка: тает, падает, кружится, ложится. В игровой форме можно развивать навыки словообразования, например игра «Из чего – какой?». Горка из снега (какая?) – снежная. Дорожка изо льда (какая?) – ледяная. Погода с морозом (какая?) – морозная. Большое значение придается правильному употреблению предлогов в речи. Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он будет правильно употреблять их в своей речи. Поэтому на занятиях используются схематические изображения предлогов. Изучение предлогов способствует пополнению и активизации словарного запаса, с их помощью ребенок овладевает многообразием окончаний имен существительных.Таким образом, можно однозначно сказать, что речевое развитие не ограничивается правильным произношением. Здесь важно все! Ведь именно от этапа освоения ребенком всех форм родного языка во многом зависит дальнейшее развитие полноценной личности. Любовь ТЮЧКАЛОВА, учитель-логопед территориального отделения «Зябликово» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии