В последние лет десять на «корабль знаний» одна за другой накатываются волны нововведений: ЕГЭ и ГИА, бакалавриат и магистратура, пилотные школы. Многочисленные споры вызвал февральский «восьмой вал» – проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Системно-деятельностный подход, который авторы проекта рекомендуют использовать в реализации образовательных задач, – разумное предложение. В настоящее время школа и вуз при всей своей фундаментальности и хорошей теоретической базе уделяют недостаточно внимания практической работе. Помимо этого большинство предметов преподают обособленно, отсутствует преемственность, не выстраиваются метапредметные связи. Кстати, эти принципы отмечены и в проекте. Одна из важнейших проблем выпускников – неумение применять полученные знания. Системно-деятельностный подход призван обеспечить «активную учебно-познавательную деятельность» с акцентом на первом слове. Посредством саморазвития ребенок приобретает способность планировать свою работу и эффективно организовывать время, впоследствии используя полученные знания и навыки при подготовке индивидуального проекта, который в свою очередь еще одна продуктивная идея нового стандарта. Современная экономическая и социокультурная ситуация складывается таким образом, что компетенции проектной деятельности становятся профессиональной необходимостью.Хочу отметить пункт 14 в «Личностных результатах освоения основной образовательной программы…»: «ответственное отношение к созданию семьи». Наконец-то на эту проблему обратило внимание и образование, а не только здравоохранение и социальные службы. Ведь складывается впечатление, что современная молодежь живет инстинктами, а не чувствами. Пусть лучше школа ответит ученикам на интересующие их вопросы, чем их «просветят» на улице. Будет ли эта тема рассматриваться в курсе анатомии (безусловно, раздельно для девочек и мальчиков) или в рамках новой дисциплины – другой вопрос, но необходимость этого, на мой взгляд, не вызывает сомнений. Да, многие, конечно, могут возразить, что подобные вопросы дети должны обсуждать с родителями. Но не у всех детей есть такая возможность, а проблемы определенного характера как раз возникают не у них. Жаль только, что такой важный вопрос занимает последнее место в перечне «личностных результатов».Следует обратить внимание на формулировку в «метапредметных результатах» – «владение языковыми средствами». После повсеместного введения системы тестирования, которая сама по себе при дозированном применении неплоха, приятно видеть попытки снова научить детей говорить. Многие ученики не могут грамотно излагать свою точку зрения, дети умеют «болтать» – да, говорить – нет.Безусловно, жизнь не стоит на месте, и нововведения нужны, только необходимо учитывать современную геополитическую и социокультурную ситуацию. Изменения нужно осуществлять постепенно, постоянно контролируя процесс и анализируя итоги. Не секрет, что в нашей стране иногда либо бездумно копируют, либо в ходе реализации настолько «трансформируют» хорошие идеи, что результаты сильно отличаются в сторону минуса от запланированных. Мы должны понимать, что в первую очередь речь идет о судьбе наших детей, об их физическом и психическом здоровье. Главное, чтобы красивые слова о «портрете выпускника школы» не остались на бумаге, а были осмыслены и претворены в жизнь.Ирина ПОСТНИКОВА, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра «Орленок»
Комментарии