search
main
0

​Не для отчета. Атлас кочевого образования

Так называется книга, изданная учителями Ямала. Она рассказывает об особых образовательных практиках, которые были созданы, развиты и введены в повседневную жизнь педагогами региона, в котором традиционная культура Полярного Севера помогает решать общие для всех российских учителей задачи и проблемы. Здесь наши коллеги преподают по тем же учебникам и программам и ведут все к тому же ЕГЭ. Но многие из них обучают представителей коренных северных народов, которые не разрывают естественных связей с наследием предков и живут преимущественно в кочевьях.

Из этих уникальных условий сложился профессиональный вызов: ребенок впервые приходит в замкнутое помещение интерната, привычный к кочевому быту и полярному рациону и непривычный к четырем углам класса и винегретам в столовой, этот ребенок еще не вполне освоился с русским языком и, конечно, тоскует по оставшимся в кочевье родителям, что будет в таком случае ключом к учебной мотивации и вообще включит ученика в школьную жизнь? Это не говоря уже о достижении образовательных результатов. К тому же сами ученики живут на огромном пространстве заполярных полуостровов, куда не ведут ни шоссейные, ни железные дороги.Учителя Ямала за многие годы нашли решение и создали, по сути, новую форму образования – кочевое образование. Они успешно решают все те же задачи, что и, скажем, коллектив нашей гимназии, но с учетом совершенно немыслимых вводных – культурных, климатических, пространственных, транспортных. И когда мы говорим, что та или иная школа или региональная система образования эффективна, мы не можем ограничиваться универсальными критериями результативности. Школа Ямала, безусловно, успешна и эффективна, но не по показателям ЕГЭ, а из-за особых практик, порожденных профессиональной ответственностью учителей и их любовью к родному краю.Я побывал на Ямале благодаря конкурсу «Учитель года», видел учителей и в чумах, и на газовых станциях, и в высокотехнологичных гимназиях Салехарда и Уренгоя. И они позволяли встать рядом с собой, выйти к ученикам, провести занятие. После этой экспедиции-поездки я был еще почти в двадцати регионах – от Крыма до Хабаровска. Везде, проводя уроки в местных городских или сельских школах, я видел такие особые практики, которыми делятся учителя региона, педагогические технологии, которые, может быть, и применимы только локально, но именно они откликаются на то, что Чехов называл «живая жизнь». Так, на промышленном Урале в языковой гимназии оборудована лаборатория аналитической химии, потому что в сочетании технологических и лингвистических навыков выражается живая потребность учеников. Чтобы создать такую лабораторию, потребовалось найти социальных партнеров для научного руководства, обеспечения кадрами и финансирования, потребовалось изменить взгляд на гимназическое образование, чтобы ученики оставались в гимназии и были успешны. В Крыму, где у школьных коллективов есть стремление ясно определить суть и характерные отличия российской системы образования, я ознакомился с методикой «Русская классическая школа». В основу преподавания здесь положены принципы, сформулированные К.Д.Ушинским, а в учебном процессе применяются среди прочего созданное им методическое оборудование – знаменитый учебник «Родное слово» в адаптированном переиздании, курсы каллиграфии и устного счета в начальных классах.Я убежден, что нам нужны и важны такие встречи с коллегами, нам стоит знакомиться с опытом других регионов. Пусть развиваются формы своего рода кочевого образования для учителей. И если даже конкретные методы и приемы окажутся не приложимыми к нашим собственным учебным задачам, мы будем видеть это удивительное разнообразие российского образования, которое вместе с тем существует в единстве.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте