В настоящее время предъявляются серьезные требования к личности современного педагогического работника. Ведь он имеет дело прежде всего с правовой информацией, так как деятельность школы, как и любой другой организации, начинается и заканчивается с оформления документации. Поэтому от умения принимать правовую информацию, обрабатывать ее и применять во многом зависит эффективность выполнения своих трудовых обязанностей.
Одно из важнейших направлений работы председателя профсоюзного комитета школы – контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. Как же обеспечить исполнение закона в реальности, которая не вела бы к его нарушениям и образованию конфликтных ситуаций?Сегодня, когда мы сталкиваемся с изменениями в системе образования, ее законодательной базе, когда необходимы четкая и адекватная реакция на все происходящее вокруг, нам, как сотрудникам столичных образовательных организаций, надо быть подготовленными и компетентными вдвойне. Необходимо быть вооруженными тем пакетом знаний, который поможет не только адаптироваться в изменяющихся условиях, но и активно развиваться и применять свои знания на практике.Среди прочих проблем особое внимание мы уделяем трудовому конфликту как наиболее часто возникающему. В основе этого типа споров лежат постоянные трудовые связи, возникающие при заключении трудового договора. Причинами для его возникновения могут послужить такие обстоятельства:- перевод работника на другую работу без его согласия;- увольнение его с постоянной работы без его согласия;- непредоставление отпуска или сокращение его срока;- нарушение процедуры наложения дисциплинарного взыскания;- неправомерность распределения стимулирующих выплат;- нарушение пенсионных прав;- привлечение к работе в выходные (праздничные) дни.В справке к постановлению президиума Комитета МГО профсоюза по итогам проведения общепрофсоюзной тематической проверки по теме «Соблюдение трудового законодательства при заключении и выполнении коллективных договоров в образовательных учреждениях» от 29 января 2014 года №64-4, например, были выявлены нарушения в области трудового права, которые приводят к спорным ситуациям между руководителями и трудовыми коллективами. Проведя анализ этой информации, других материалов и публикаций, можно говорить о том, что уровень правовых знаний и правовой информированности в целом невысок. Трудовой кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», многие другие нормативные документы в практике школ реализуют далеко не в полной мере. Причины этого – недостаточная разработанность подзаконных актов, нехватка средств, несовершенство учебно-методического обеспечения подготовки руководителей, а также бессистемность в представлении о современном законодательстве, недостаток опыта при разработке локальных актов, неумение принимать правовые решения в нестандартных ситуациях, приводящее к несоблюдению трудовых норм и как следствие к конфликтам.Руководителю приходится иметь дело с множеством споров и разногласий. Ему по кругу возложенных обязанностей нужно быть деятельным проводником эффективного управления, строгим блюстителем производственной, трудовой, финансовой, правовой дисциплины и четкого порядка на рабочих местах, активным радетелем нормальных, доброжелательных отношений с партнерами.В настоящее время в штатные расписания образовательных организаций только начинают вводить такие должности, как юрист или руководитель кадровой службы, поэтому одними из первых консультантов по правовым вопросам будут представители профсоюзного актива.На сегодняшний день работа профсоюзных лидеров на местном уровне стала более заметной. Эту динамику можно наблюдать по результатам опросов, проводимых МГО профсоюза, и, например, в опубликованной статье председателя Московского горкома Марины Ивановой «Многие знания – многие…» («Учительская газета-Москва» №17 от 29 апреля 2014 г.). На вопрос «Какой профсоюз нам нужен?» более 51,5% опрошенных ответили: юридически компетентный, защищающий.Такая продуктивная работа становится возможной благодаря постоянному повышению квалификации по основам профсоюзной работы, выездным обучающим семинарам, консультациям, на которые для распространения опыта работы приглашают специалистов различных областей. Педагогические коллективы образовательных организаций сегодня, как никогда, видят реальную помощь в работе первичек по защите их трудовых интересов, оказанию практической консультативной помощи, особенно в условиях продолжающегося процесса реорганизации образовательных учреждений. Например, количество обращений за разъяснениями в профком нашего Центра образования увеличилось вдвое, а работа территориальных организаций и горкома профсоюза стала еще более значительной. Это касается прежде всего отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, которое впервые будет служить настольной книгой для председателей профкомов всех уровней практически три года.Некоторые считают, что лишь в противостоянии профсоюзные лидеры на местах добьются реальных результатов в отстаивании трудовых интересов коллектива, возможно, где-то это и так, но спорят и борются там, где происходят реальные отступления от закона, где нет четкой позиции самого председателя и слаженной и компетентной работы всего профактива и администрации, ведь она заключается не только в славословии с высоких трибун, митингов и заседаний, а в доказательстве своих знаний конкретными делами.На Руси испокон веков почиталась троекратная сущность труда: польза, прочность, красота. Не стоит производить лишней суеты, а лучше с честью выполнять доверенное дело. Мы живем и работаем по определенным человеческим нормам, по нашему моральному кодексу. Но у каждого из нас есть свой компас, указывающий точный курс, определяющий поведение в жизни. И этот компас – наша человеческая совесть!Татьяна ДУБОВА, председатель первичной профсоюзной организации Центра образования №1364
Комментарии