Представьте себе: вы регистрируетесь, сдаете личные вещи, проходите досмотр через рамки металлоискателя, садитесь на заранее определенное место и в ближайшие несколько часов недоступны для окружающего мира. А теперь вопрос: где вы находитесь? Для большинства взрослых людей ответ очевиден – в самолете. Многие из нас боятся летать самолетом, уровень стресса при перелете крайне высок, и мы старательно пытаемся его снять: пьем воду, едим, слушаем музыку, читаем прессу, смотрим фильмы, играем на всевозможных гаджетах, общаемся с соседями и, наконец, просто пытаемся уснуть, делаем все, чтобы скоротать время. Понятно, что кто-то переносит перелет лучше, кто-то хуже, но для очень большого числа людей, я повторюсь, это стресс! Отказываться от перелета из-за этого? Нет, конечно. Важно научиться регулировать свое состояние.
Теперь попробуем задать тот же вопрос абитуриентам вузов и получим совершенно другой ответ: это школа в период прохождения единого государственного экзамена. Отличий от самолета, конечно, очень много, но мы не будем на них заострять внимание. Достаточно сказать, что это тоже ситуация сильного стресса. Для тех же, кто хочет проверить себя, возьмите на борт самолета, допустим, демонстрационные задания по математике и попробуйте их решить. Мы же вернемся к нашим абитуриентам. Мы не умаляем того факта, что к экзамену надо готовиться и знания являются залогом успешной его сдачи, но под воздействием стресса зачастую теряются даже самые подготовленные. Стресс – наша природная, биологическая защита, должная спасать нас в трудную минуту, играет в данном случае с нами дурную шутку: он пускает все силы организма на выживание, для которого интеллектуальная деятельность, как он считает, только вредит. Можем ли мы научиться регулированию своего состояния в этой ситуации? Да, можем.Для решения этой проблемы мы разработали развивающую психолого-педагогическую программу «На экзамен без стресса!». Данная программа составлена на базе упражнений «Гимнастики мозга», разработанной американским психологом П.Деннисоном в рамках образовательной кинесиологии более сорока лет назад, а также на опыте ее адаптации и применения сотрудниками мастерской О.И.Троицкой и Центра развития межличностных коммуникаций.Вопросом воздействия гимнастики на психику человека интересовался еще К.Д.Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Так, гимнастика – произвольные движения с помощью развития воли – рассматривается им как оздоравливающий тело инструмент в работе психолога. Его работу продолжили наши выдающиеся соотечественники И.П.Павлов и Н.А.Берштейн.Произвольные движения, облаченные в форму «Гимнастики мозга», на наш взгляд, помогают решать многие психологические проблемы всех участников образовательного процесса. Конечно, при учете их возрастных и физических возможностей. Все это подтверждается нашей ежедневной практикой. При этом все движения «гимнастики мозга» просты и понятны, легки в освоении. Программа состоит из 16 групповых занятий. В процессе прохождения программы ребята учатся: понимать свое состояние, нивелировать стресс и негативные установки; овладевают методами «Гимнастики мозга»; развивают умения контролировать свои действия в трудных ситуациях, коммуникативные навыки; формируют позитивное представление о себе. И самое главное, программа не ограничивается только подготовкой к экзамену, она позволяет спокойно смотреть в будущее – не бояться препятствий, которые возникают на жизненном пути любого человека.Программа успешно прошла апробацию на базе нашей школы. Все выпускники, прошедшие программу, поступили в престижные вузы столицы. Программа получила грамоту Министерства образования Российской Федерации на VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» (2016).Мы очень надеемся, что наш опыт будет полезен и для других школ!Дмитрий АНТРОПОВ, педагог-психолог школы №1228 «Лефортово»
Комментарии