Впервые словосочетание «цифровые следы» встретилось мне при знакомстве с проектом «Стратегии развития образования города Москвы на период до 2025 года». Стратегия предполагает, что значительная доля будет отводиться онлайн-формам получения информации.
Образовательная траектория каждого учащегося станет выстраиваться и оцениваться на основе цифровых следов (совокупности информации об освоенных программах, полученных навыках и достигнутых результатах). В связи с этим изменится и система, оценивая достижения учащихся. Предполагается, что электронное портфолио будет наполняться за счет цифровых следов в рамках формального и неформального образования, включая кружки, студии, дистанционные курсы. Станет актуальным расширение практики независимых оценок качества образования – олимпиад, конкурсов, независимых диагностик.Неотъемлемой частью школьного обучения и оценивания станут игровые технологии. Школа будет активно использовать в образовательном процессе привычную для детей онлайновую и офлайновую игровую среду – эти технологии станут мотивирующим инструментом овладения знаниями и умениями.Конечно, предполагается и изменение роли учителя. Возрастет воспитательная и наставническая функции учителя. И еще информация о результатах независимых диагностик педагога и его учеников, созданных им ресурсах для электронной образовательной среды, иных компетенциях и достижениях позволят освободить педагога от прохождения процедуры аттестации, поскольку профессиональный портрет учителя будет формироваться автоматически.Немалая роль отводится в этом процессе и Московской электронной школе как глобальной платформе электронных образовательных материалов и мощной информационной системе, аккумулирующей цифровые следы школьников.Ознакомившись с этими материалами, я насторожилась и задумалась. На первый взгляд мне показалось, что система воспитания и образования должна измениться кардинально. А ведь до 2025 года меньше 10 лет! Вопросы так и роились в голове: «Успеем ли? Надо ли менять то, что складывалось десятилетиями? Может, и так все хорошо? Каждый ли из нас это сможет?»Проходило время, а меня все никак не оставляла полученная информация, не переставали мучить вопросы, постоянно всплывало словосочетание «цифровые следы».Вот тогда я и решила проанализировать свою работу за прошедший год, поискать ответы на свои вопросы в рамках одного конкретного класса.Я учитель начальных классов. У меня в классе 35 замечательных и очень умных детей. Именно поэтому я могу позволить себе включать в учебно-воспитательный процесс огромное количество олимпиад, конкурсов, независимых диагностик и т. д. как в рамках учебных занятий в школе, так и за ее пределами. Это казалось мне закономерным и не вызывало трудностей, так как дети легко осваивали учебный материал, а с помощью привлечения инновационных технологий удавалось постоянно развивать мотивационную сферу учащихся.Проанализировав всю работу детей за год, я пришла к результатам, ошеломившим даже меня (хотя я была, как мне казалось, ее организатором). За год мы приняли участие в 6 независимых мониторингах по основным предметам, у нас получилось 927 участий в различных очных, дистанционных и онлайн-олимпиадах и конкурсах (в среднем около 26 участий на каждого учащегося). 27 защит проектных и исследовательских работ на конкурсах разного уровня (начиная от школьного и заканчивая московским), 29 участников, призеров и победителей творческих конкурсов различного уровня (не считая школьного). Не осталась без внимания и олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» (5 индивидуальных победителей, 3 командных победителя и 5 индивидуальных участников). 3‑е место заняла команда в спортивных Президентских состязаниях.
А ведь все это прошло через электронную регистрацию и электронную публикацию результатов. Вот и получается, что все это многочисленные цифровые следы моих учащихся, позволяющие отследить активность каждого, приоритеты в выборе направления олимпиад и конкурсов, показанные результаты. Именно так и формируется индивидуальное электронное портфолио каждого. И тогда я подумала, что может быть, не так далеки мы от школы-2025 уже сегодня? Может быть, все это уже давно есть в наших школах, просто мы делаем это, даже не замечая. Может быть, цифровые следы совсем не новое, и инновационные технологии не должны пугать своей кажущейся новизной, а служить нам и нашим детям, превращая учебно-воспитательный процесс в увлекательный процесс, приносящий удовольствие всем его участникам.
Екатерина ЗЯБЛОВА, учитель начальных классов немецкой школы №1212
Комментарии