В следующем году исполнится 10 лет, как я работаю учителем физической культуры. Мое педагогическое кредо: «Физическая культура не роскошь, а предмет первой необходимости». Из всех предметов школьной программы. Самый важный. Самый нужный. А в идеале – и самый любимый. Школьниками, их родителями. Красивая идея. Как же воплощается она в жизнь в моей повседневной работе?
Что такое роскошь? То, что куплено за большие деньги, используется редко. Что такое предмет первой необходимости? То, что необходимо тебе каждый день, без чего ты не сможешь, с чем сжился и уже не замечаешь, что без этого тебе не обойтись. Здоровье и физкультура. Мало кто из взрослых людей будет сомневаться в неразрывности этих двух понятий. Но ребенку еще только предстоит понять, что за регулярные занятия физкультурой и, может быть, спортом, ему воздастся сторицей. Именно поэтому с первых шагов первоклассника и на протяжении всей его учебы в школе я объясняю ему, что здоровье не купишь в аптеке, не возьмешь взаймы у друга. Здоровье можно только построить самому. Как строят дом – из кирпичиков, постепенно, где кирпичики – это добросовестные занятия ребенка на уроках физкультуры и в спортивной секции после школы, воскресные занятия спортом вместе с папой и мамой, что, кстати, весьма способствует замечательной обстановке в семье. Но дом этот можно построить, только если ребенок захочет этого сам. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел заниматься физкультурой не только на уроках, но и после них – дополнительно. И тут мы подходим к весьма важному принципу в работе любого учителя, по крайней мере, я к этому пришел давно: ребенок должен полюбить предмет, который ты преподаешь. И тут нет мелочей. Особенно в работе учителя физкультуры. Если ты пропагандируешь, что физкультура = здоровье, сам должен выглядеть так, чтобы ребенок, глядя на тебя, ни разу не усомнился в этом. Самое главное – учащийся на уроке физкультуры должен чувствовать себя успешным человеком. Для этого в процессе занятий я применяю триединое правило: дифференциация нагрузки в зависимости от уровня физического развития и физического воспитания учащегося; дифференциация мотивации ребенка в зависимости от его подготовленности и индивидуальный подход ко всем школьникам при проведении промежуточной и итоговой аттестации. Ведь каждому из нас что-то в жизни дается хуже, что-то лучше. Но каждому хочется, чтобы его старание оценили. И если этого по каким-то причинам не происходит, нам это не очень нравится. И не у всех из нас желание продолжать делать это так же хорошо, как делали до этого, остается прежним. Тем более у ребенка. Приведу простой пример. Все ли мы сможем пробежать сейчас кросс 1 км? А если еще и на время? Думаю, нет. А если бежать надо? Неразрешимая ситуация? Вовсе нет. Просто если сказать, что вы обязательно этот кросс в конце концов пробежите, пусть и не сразу, да при этом будете отмечены положительно за старание – почему бы и не попробовать пробежать его? Именно создание мной таких ситуаций на каждом уроке для различных категорий учащихся с разным уровнем подготовки и мотивации позволяет мне создавать среду, в которой дети растут. И физически, и духовно. Простой вопрос: что мы любим? Простой ответ: то, что приносит нам радость. Радость движения, радость преодоления, радость оттого, что ты на каждом уроке сознаешь – сегодня сделал что-то лучше, чем вчера, это то, почему учащиеся уходят с урока физкультуры с чувством того, что урок рановато закончился. Совпадение ожиданий школьника от урока и реальных результатов – вот то, что позволяет мне добиваться того, чтобы дети хотели заниматься физкультурой не только в стенах школы.«Нет неспособных!» – я вспоминаю, как эту фразу говорил мне мой тренер по самбо, когда я в детстве занимался борьбой, как эта фраза помогала мне. И теперь я всегда говорю ее каждому ребенку, если вижу, что он хоть чуть-чуть сомневается в себе. На уроке физкультуры класс может стать единым коллективом. Ведь ни на каком другом уроке ребята не участвуют в таких формах соревнования, как спортивные игры. Где ошибка одного может перечеркнуть старания всей команды. И наоборот, старания одного индивидуума могут принести победу всем. Здесь никто не скажет тебе, что ты молодец, если ты специально подвел команду или проявил безразличие. Но именно здесь тебя поддержат и оценят, если увидят, что ты сделал все, что мог. Именно так люди растут и учатся жить по правилам общества. Игра обязательно дарит ее участникам хорошее настроение. А ведь так важно, чтобы ребенок пришел после физкультуры на следующий урок с хорошим настроением! Именно поэтому игрой я стараюсь заканчивать каждый урок независимо от его темы. Можно еще много говорить о физкультуре. Эта тема неисчерпаема. Но лучше давайте просто заниматься ею. Сами. С детьми. С родственниками. Со знакомыми и соседями. На стадионе. В бассейне. В спортивном зале. В парке. И будет нам счастье.
Комментарии