– Каждый человек раза два-три за свою жизнь читает все школьные учебники: когда учится сам, потом – когда учатся дети, внуки и так далее. Учебники меняются. Я помню, когда начинал учиться, были старые учебники, учебник Киселева был издан еще в 1897 году. По-моему, тогда он, наверное, никакой экспертизы не проходил, был один учебник по одному предмету, затем все это изменилось, я считаю, что в лучшую сторону, так как стало много учебников. В начале 80-х годов я был членом экспертного совета в математической секции. Но математика отдельный предмет, и в Африке дважды два будет четыре, поэтому по учебникам математики легче было проводить экспертизу.
То, что было у нас на секции математики, мне нравилось, там были разные люди, с разными взглядами, мы читали учебники, давали свои экспертные заключения, все учебники были достаточно хорошие, хотя у всех были и недостатки, и достоинства. Что касается школьных учителей, то я думаю, что 95 процентов ругают учебники, по которым они работают. Я помню, наш учитель, который у нас преподавал математику, говорил: «Учебник в опытных руках преподавателя может принести не так много вреда» – и это мне запомнилось, так как он говорил об учебнике математики, тогда очень известном. Дети к учебникам относятся приблизительно так же, как учителя, потому что учителя в работе их, я имею в виду по математике, используют гораздо меньше, чем, видимо, задумали авторы, я думаю, что так и по истории, и по литературе, и по другим предметам. Когда я встречаю не своего учащегося и задаю ему вопрос: «По какому учебнику вы учитесь?» – то обычно получаю ответ: «По синенькому, по красному», но ни в коем случае не по учебнику Погорелова или кого- то другого.Когда стало много учебников, то к их написанию были подключены, по крайней мере по математике, очень большие силы, такие известные в математике люди, как Холмогоров, Погорелов, Александров, стали авторами учебников, это тоже имело свои плюсы и свои минусы, потому что на самом деле гению математики очень трудно написать учебник, лучше, если этот учебник пишут совместно.Гению-педагогу по любому учебнику, наверное, нормально работать, а вот нормальному учителю, такому как я, например, тяжело работать по учебнику, написанному гением, потому что гений математики и учитель математики – это немного разные жанры.Сегодня много самых разных учебников, и, я считаю, в принципе это хорошо, но было бы действительно хорошо, если бы учитель мог действительно выбирать тот или иной учебник, точнее, не учитель, а школа, потому что если в одной школе будут скакать на протяжении изучения от одного учебника к другому учебнику, все будет довольно сложно. Человеку, который учился по учебнику Погорелова, очень трудно переходить на учебник Атанасяна, и наоборот. Выход из этой ситуации – при переходе делать какую-то коррекцию от одного учебника к другому.Я говорю все время об учебниках математики. У учебников по истории совершенно другая проблема – если бы историю писали, например, математики, это было бы плохо, скажем, если бы математик Фоменко написал учебник истории для школы, этот учебник имел бы колоссальный успех, но был бы очень вреден на самом деле. То есть учебники по тому или другому предмету должен писать специалист.
Комментарии