Современных ребят от героев произведений XVIII-XIX веков отделяет огромное временное пространство, и сильные изменения, произошедшие за столетия в культурной и бытовой сферах жизни, вызывают у школьников сложности в восприятии прочитанного текста. Но на самом ли деле наши дети теперь совсем не читают? Я решила провести опрос и поинтересоваться у учащихся 6-9-х классов, какие книги они недавно читали, какие книги им запомнились.
В итоге картина получилась следующей. Конечно, преобладает приключенческая литература. В списке мы видим классические произведения этого жанра: «Робинзона Крузо» Д.Дефо, «Одиссею капитана Блада» Р.Сабатини, «Пятнадцатилетнего капитана» Ж.Верна, «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» А.Дюма, «Человека-амфибию» А.Р.Беляева, «Последнего из могикан» Дж.Ф.Купера, «Путешествие внутрь страны» Р.Л.Стивенсона. Стоит здесь упомянуть и детективные истории: «Союз рыжих» из цикла произведений о Шерлоке Холмсе А.Конан Дойля, «Убийство в восточном экспрессе» А.Кристи.Есть среди ребят те, кому нравятся произведения в жанре фэнтези: книги Дж.Роулинг о Гарри Поттере, «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкина, серия книг «Теодосия» современной американской писательницы Р.Лафевер, «Зерцалия» Е.Гаглоева, «Последнее желание» и «Кровь эльфов» польского писателя А.Сапковского.Можно увидеть в списке и произведения фантастики: современный роман Д.Глуховского «Метро 2033», «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери, а также серию книг «Часодеи», написанную Н.Щербой в жанре подростковой фантастики. Очень приятно, что все-таки читают школьники и программные произведения: «Капитанскую дочку», «Пиковую даму» и «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, «Ромео и Джульетту» У.Шекспира, юмористические рассказы А.П.Чехова, «Ревизора» Н.В.Гоголя, «Недоросля» Д.И.Фонвизина, «Мещанина во дворянстве» Ж.Б.Мольера, «Горе от ума» А.С.Грибоедова.Не менее приятно было обнаружить в списке книги, заставляющие сопереживать героям, узнавать другие стороны жизни подростков. Такой является, например, книга Дж.Грина «Виноваты звезды». Рассказ о подростках, страдающих от тяжелой болезни, но продолжающих любить, верить и надеяться, проникает в душу, заставляет задуматься о ценности жизни, учит внимательно относиться к окружающим.Также радует, что ребята называли среди прочитанных произведений «Трех товарищей», «На западном фронте без перемен», «Триумфальную арку» Э.М.Ремарка, роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», рассказ И.А.Бунина «Легкое дыхание», рассказы и повести Дж.Лондона.Особое мое внимание привлекла книга А.Жвалевского и Е.Пастернак «Я хочу в школу». В книге рассказывается о детях, которые учатся в экспериментальной 34-й школе, где им интересно и комфортно. Однако после ее вынужденного закрытия учеников переводят в школу №33, совсем не похожую на их предыдущую школу.Наверное, выбор данной книги можно объяснить желанием ребят учиться в школе, которая близка им, которая дает много нового, неизведанного, занимательного. А мы можем помочь им познавать это новое и неизведанное, раскрывая мир художественных произведений на уроках литературы. Если мы будем интересоваться читательским опытом ребят, хотя бы раз в месяц выделять пять минут на уроке и рассказывать о новинках литературы, то можно заинтересовать ребят чтением. И мы через несколько лет реже будем жаловаться на нечитающее поколение.Светлана ИОНИНА, учитель русского языка школы №1212
Комментарии