ХХI век. Время летит молниеносно! Миг, секунда, минута, час, день, год! Когда все успеть? Все меняется, но, как и в прошлом, остаются учителя и ученики. Но кто кого учит сегодня? Всегда ли учит учитель?
Учителя всегда передавали свои знания ученикам, всегда учили. Но сегодня настало время, когда учителю есть чему поучиться у ученика. Современный ребенок, выросший в эпоху компьютерных технологий, видит мир по-своему. Как часто мы их ругаем за то, что они всю ночь просидели за компьютером! Но…Проверяем домашнее задание и слышим вопрос: «А можно воспользоваться компьютером?» Разрешаем – и видим прекрасно составленную интеллект-карту, профессионально сделанную нарезку из современных фильмов. Не все мы еще так можем. Этому надо поучиться у современных учеников. Молодцы!Они учат нас по-современному смотреть на мир, учат интерактивной культуре мышления.А как часто мы можем услышать такие диалоги:Учитель: Надо быть серьезнее на уроках, стремиться сосредоточиться на новом материале.Ученик: Не хотелось бы такого настойчивого требования, назидательности. Мне иногда скучно. Мне должно быть интересно.Учитель: Надо быть аккуратным, носить одежду, приемлемую для школьника.Ученик: Не хочу, мне в этой одежде удобно. Моя одежда модная. Я нравлюсь окружающим.Учитель: Надо быть дружными, уважать каждого из коллектива. Ведь вам потом жить в обществе, работать в коллективе.Ученик: Я не хочу с ним дружить. Почему я должен это делать? Мне и одному неплохо.Давайте прислушаемся к нашим ученикам. Может быть, они в чем-то правы? Конечно, правы. Но в этих ответах не только несогласие с нами, но и подсказки для нас. Подача материала должна быть легкой, материал должен легко запоминаться. Для этого можно использовать интеллект-карты, схемы. Подача материала может быть осуществлена через образные ситуации, фантастические истории, которые современные ученики так любят. А совместная игра «Тайный друг» позволит учителю побыть в роли ученика, который «вынужден» (определение путем жребия) делать что-то хорошее для своего тайного друга, а учеников научит не выбирать себе друзей, а попытаться увидеть хорошее в том, в ком ранее этого не замечал. Особым стимулом к участию является то, что любой участник, тоже являясь чьим-то тайным другом, будет непременно получать приятные сюрпризы.Современный ученик открывает перед учителем безграничный мир возможностей ХХI века.Они задумываются над тем, какую профессию выбрать, и зовут нас поучаствовать в JuniorSkills. Вместе с учениками учитель оказывается в удивительном мире, дающем возможность проверить свои профессиональные компетенции. Совместная подготовка открывает перед нами увлекательный мир журналистики, столярного или ресторанного дела. Современный ученик помогает нам сориентироваться и в мире книжных новинок. Читаем то, что заинтересовало детей, и удивляемся, как они умеют выбирать то, что действительно стоит читать.«Мы вместе!» – таким должен быть девиз совместного творчества и деятельности ученика и учителя. Надо быть открытыми новым знаниям. И речь здесь не только об ученике. Способность учителя слушать ученика и признавать за ним право на собственное мнение рождает в самом ученике уверенность в себе и поднимает уровень доверия и взаимоуважения в коллективе.Мы учим их интеллектуальному труду, а они учат (или невольно заставляют) быть мобильными и современными, не отставать от так быстро бегущего времени.Наталия РОДИНА, учитель русского языка и литературы лицея №1795
Комментарии