Синие и зеленые переплетающиеся орнаменты на белом фоне… Вглядываешься в них, путешествуя по цветным дорожкам, в какой-то момент ощутимо проваливаешься вглубь них, вглубь другого мира, в котором действуют какие-то свои правила, свои законы, там идет своя жизнь. Отходишь на шаг: тарелка как тарелка, белая эмаль, по ней – роспись. Но ведь только что – только что это было…
Я в музее исламского искусства, что расположился на первом этаже дворца Карла V на территории знаменитой гранадской Альгамбры, арабского города-крепости. Сам дворец построен уже в стиле Возрождения: круглый внутренний двор с классическими ордерными колоннадами. На втором этаже – музей испанского искусства: от средневекового христианского до современности. Так, переходя с этажа на этаж, очень чувствуешь разницу: поиск зримой формы, визуального выражения идеи у европейца (крупным планом Мария, прислонившаяся к кресту Распятия и подбирающая терновый венец и гвозди; натюрморт – холодных тонов овощи в углу рамы, а по центру – зияющая черным, затягивающая пустота) и арабское блуждание по вязи букв и линий, где смысл высекается совсем по-иному, мимо слов и человекоподобных форм. Эти красно-синие на дереве или рельефно высеченные на камне знаки – целый путь видения и понимания мира, не открывающийся, нет, приоткрывающийся тебе.Собственно, это ведь и есть предмет пресловутой МХК – мировой художественной культуры: не сумма фактов о том, кто, что и в каком году, а попытка овладеть разными способами видеть этот мир, слышать его, осязать… И здесь, во дворце Карла V (между прочим, героя картин венецианца Тициана), они, эти способы, сходятся, столь различные и так дополняющие друг друга, до целого, крупного, объемного понимания мира.Скоро, видимо, и придется постигать это только в мавританской крепости: ведь согласно очередным «образовательным документам» места этим трем буквам – МХК – в школе будущего не найдется. Странно: в мире, которому так важно взаимопонимание между государствами, религиями, национальностями, в стране, где это тоже сегодня нужно и с каждым днем будет только нужнее, казалось бы, понимание разных культур, видение мира в оптике разных традиций должно быть на вес золота. Нам бы этому всем вместе еще учиться и учиться. Ведь и прелесть своей культуры становится ясна именно что в контексте, и во время прогулки по испанской Альгамбре мне вдруг очень захотелось в свой Посад, в свою лавру…Не все получается пока с этим МХК, но, может быть, не стоит спешить, ведь вот Альгамбра – тысячу лет, и ничего себе, стоит.NB! Александр Александрович Демахин, абсолютный победитель конкурса «Учитель года-2012», учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского.
Комментарии