Примерно три года назад в нашей области было принято решение о необходимости повышения квалификации работников дошкольных организаций в преддверии введения новых образовательных стандартов дошкольного образования. Возможность появилась, и мы решили ее не упускать: в течение одного года у нас на курсах побывало две тысячи работников дошкольных организаций.
Сначала мы вели небольшие темы с рассказами о том, как может быть использована информационная образовательная среда, которую предстоит создавать в соответствии с требованиями стандартов. Мы встречались не только с педагогами-дошкольниками и воспитателями, но и с заведующими детскими садами, чтобы, с одной стороны, подсказать, что необходимо делать для выполнения новых требований, а с другой стороны, узнать, что уже имеется в распоряжении детских садов. После таких встреч появилась идея – провести ряд курсов, на которых педагоги смогут получить практические умения по использованию различных ИКТ-средств для повышения эффективности своей деятельности.Мы провели серию занятий по различным программам, в основном связанных с разработкой интерактивных презентаций. Это дает возможность создавать ресурсы в достаточно распространенной среде, которая есть в наличии в большинстве дошкольных организаций. Интерактивный ресурс позволяет и детям активнее участвовать в образовательной деятельности, воспитатель может создать квест и включить ребенка в игровую деятельность, которая для дошкольника является основной.Другая востребованная программа – освоение работы с интерактивной доской, эти доски сейчас появились во многих детских садах. Дошкольные организации стремятся приобретать новое современное оборудование, в том числе и через участие в различных проектах и конкурсах. Поэтому мы предложили курсы по освоению интерактивных досок, использованию имеющихся ресурсов и созданию собственного ресурса, отвечающего тем требованиям педагога, которые он ставит перед своим занятием.Сейчас и в школах, и в детских садах начинают активно использовать интерактивные столы. Мы сделали программу, позволяющую освоить этот вид интерактивного оборудования и сделать более эффективным учебный процесс. Интерактивные столы интересны еще тем, что дают возможность детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, отрабатывать навыки в индивидуальном формате. Это особенно пригодится в работе с логопедом или другим специалистом.Предложенные нами курсы оказались очень востребованы. Когда мы в декабре проводили конференцию, посвященную вопросам информатизации образования, мы впервые пригласили педагогов-дошкольников и приготовили для них серию мастер-классов. Активность и отзывчивость сотрудников дошкольных учреждений нас очень удивили и порадовали! Интерес огромный! Мы даже специально сделали дополнительные мастер-классы для этих участников, и они с удовольствием осваивали новые направления работы. Были здесь и заведующие, и их заместители, но самой многочисленной оказалась группа воспитателей и старших воспитателей. Люди хотят двигаться вперед и знакомиться с опытом коллег.Если говорить об идеях на будущее, мы продолжим направление разработки и создания интерактивных образовательных ресурсов, в ближайшее время у нас начнет обучение группа из 50 педработников дошкольных организаций. В дополнение к тому, что мы уже им даем, мы будем обучать использованию специальной компьютерной программы, которая дополнительно снабжена реальными деревянными устройствами – игрушками, например, кубиками, различными фигурками, которыми дети могут играть.Еще одно интересное и полезное для наших детей направление – это развитие на ранней стадии навыков логического алгоритмического мышления. Для этих целей сейчас появляются интересные средства российского производства, их мы хотим предложить освоить педагогам-дошкольникам. Например, деревянная игрушка – черепашка, ее можно запрограммировать через специальные устройства, позволяющие создавать маршрут для черепашки. Дети вполне могут это делать самостоятельно.И конечно, мы не могли обойти вниманием такое интересное направление работы, как мультипликация. Здесь очень полезно не только само использование интерактивных средств, но и возможность участия детей через работу ручками: они лепят героев будущего мультфильма из пластилина, глины или теста, рисуют их, создают из песка, используя песочные столы. Все вместе это позволяет работать в группах и индивидуально, развивает творчество и моторику рук, дети не боятся использовать дополнительную технику – фотоаппараты и планшеты, это дает возможность совместить технические устройства и творчество.Людмила БАЧУРИНА, заведующая кафедрой педагогики и методики математического и естественно-научного образования Воронежского института развития образования
Комментарии