Этот фильм о чувстве вины. И о прошлом. Которое пребывает с нами в настоящем и останется в будущем. И нет шанса это изменить, возможно только принять. Суровые приморские пейзажи провинциального Манчестера (Манчестер-у-моря – так действительно называется город на севере восточного побережья Америки, и живут там всего 5 тысяч человек) – полноправное действующее лицо этой обыденной драмы, разворачивающейся внутри главного героя – Ли Чендлера. Когда-то потеряв здесь семью, он после смерти брата вновь возвращается в родной город, чтобы присматривать за своим племянником, и… нет, не начинает все сначала, но старается научиться жить в настоящем в присутствии своего прошлого, от которого он в свое время сбежал.
Медленная и подробная жизнь, запечатленная режиссером Кеннетом Лонерганом, – организация похорон брата, попытки наладить контакт с его сыном (у которого жизнь продолжается – две девушки одновременно, репетиции рок-группы, хоккейная команда, вечеринки у друзей), решение бытовых неурядиц – и сквозь это прошивающим пунктиром неотвязные воспоминания и сны. Молчание. Срыв на случайного прохожего. Потасовка в баре до крови. Удар кулаком по оконному стеклу. Молчание.Герой Кейси Аффлека существует лишь по инерции, не желая прощать себе прошлых ошибок. Но жизнь требовательно цепляет его, предлагая возможности для воскрешения. Как бы упорно он ни отторгал их, но к исходу второго часа фильма у него на лице проскользнет улыбка, и он сделает маленький шаг в сторону от одиночества, к которому себя приговорил. Пожалуй, самое тонкое в этой картине – наблюдение за тем, как постепенно, по миллиметрам возникает взаимопонимание между двумя людьми – взрослым и подростком – через страдание, которое ни тот, ни другой не выпускают на поверхность. Когда один понимает, что сейчас, глубокой ночью, не может уйти от другого, оставить его, и будет сидеть рядом, пока тот не заснет. Когда ни на одном из них нет теплой куртки, и они мерзнут на пронизывающем приморском ветру и все никак не могут найти, где припарковали машину. Когда один покупает другому мороженое или ловит с ним рыбу, свесив ноги с плывущей по серо-стальной водной глади лодки.Море плещется здесь в каждой перспективе, стоит только выйти за порог дома. «Манчестер у моря» несуетно и уверенно обнаруживает это море и внутри своих героев, доказывая необходимость и неотвратимость простых историй, открывающих глубину человеческого существа, сложность его внутренней жизни, ее хрупкость и ее ценность.Нет, простить себя у него не получится. Да он и не стремится к этому. Но здесь, на этом холодном берегу, он вновь открывает в себе способность к любви. Невозможность без нее жить.
Комментарии