search
main
0

​Лесенка успеха. Современная оценка образовательных результатов

В современной школе существует общепринятая система оценивания знаний обучающихся. Заметьте – знаний. А как же оценивать те умения, которые необходимо сформировать у обучающихся, способы действий? Более того, отметки выставляются без пояснений, без детальной мотивировки, без анализа деятельности обучающегося. Поэтому отметка становится «устрашающим бичом», а любой контроль оставляет в душе школьника негативные ощущения и страх.

Наша гимназия всегда стояла на гуманных позициях по отношению к детям. Это выражается и в воспитании, и в личностных отношениях, и в обучении. Перед учителями всегда стоял вопрос: а как сделать процесс обучения не только привлекательным, но и комфортным для ученика? А самое главное – как выстроить процесс оценивания, чтобы он был деятельностным, не нарушал взаимопонимание и сотрудничество, а также определял не только знаниевый уровень, но формировал человека как личность, способную принимать ошибки, анализировать их и грамотно исправлять. В современном образовании меняется не только взгляд на оценивание, но и роль учителя в этом процессе. Педагог становится направляющим и руководящим субъектом, а часть его деятельности переходит к ученику, преобразуясь в самоконтроль и самооценку. Такое оценивание является формативным (формирующим), оно помогает учителю отслеживать динамику развития ученика, позволяет ему корректировать свою работу на раннем этапе, а учащийся чувствует ответственность за свою учебную деятельность.Уже в начальной школе начинается формирование правильного понимания учебной деятельности в целом и оценивания как части этой деятельности. Во внеурочную часть образовательного процесса на первом уровне введен курс «Мир деятельности», разработанный Институтом системно-деятельностной педагогики. Этот курс помогает осуществлять деятельностный подход и на уроках. Рассмотрим некоторые формы оценивания, используемые учителями.1. Эталоны «Мои открытия» – это такие карточки, у которых на одной стороне находится сам эталон (открытие урока, его главный вывод, правило, способ действия), а на другой стороне – карточка для самооценки.2. «Лесенка успеха» состоит из двух разделов – «знаю» и «умею». Учащиеся самостоятельно оценивают свои знания по какой-либо теме и умение (применение знаний).3. Проектная деятельность – при работе над проектом ученик должен определить цель своей деятельности, продумать ее этапы и оценить, то есть сравнить полученный результат с предполагаемым.4. Алгоритм самооценивания – это позволяет сделать процесс обучения прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Допустим, каждому ученику выдается карточка оценивания, а учитель может ее использовать по своему усмотрению на разных этапах урока и при выполнении любой учебной задачи.5. Критерии оценивания – они могут быть самые разнообразные: баллы, проценты, уровни. В разработке критериев могут принять участие и ученики, и родители.6. Личная карточка учащегося (индивидуальный лист наблюдений) – наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса, представляются родителям на собрании и передаются на следующий уровень обучения.7. Портфолио – это некий накопитель достижений учащегося, средство индивидуальной оценки, которое помогает учителю и родителям, а также и самому ученику получить картину динамики развития образовательных результатов.8. Самооценка – представим один из способов самооценки, используемый учителями нашей гимназии. Учащиеся до урока прописывают на заготовленном листочке этапы урока, затем на каждом этапе каждый ученик оценивает свою деятельность и выводит себе общую отметку за урок.Современное образование ориентирует учителя на переосмысление методов, форм, технологий в обучении, стимулирует по-новому выстраивать образовательные отношения, в том числе и на этапе оценивания деятельности обучающихся, что остается одной из самых важных и трудных задач.Лариса ПЕТРОВА, заместитель директора по УВР гимназии №1591, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте