Несколько лет назад мне впервые предложили работать с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Глухим и слабослышащим студентам я должна была преподавать предмет «Элементы технической механики». На первом же занятии я столкнулась с очень серьезными проблемами. Во-первых, говорить приходилось через сурдопереводчика, что было непривычно; во-вторых, обратную связь с учащимися оказалось сложно наладить; в-третьих, восприятие учащимися материала отличалось от восприятия того же материала обычными учащимися. Я поняла, что работать с этими детьми надо по-другому, ориентируясь на их особые образовательные потребности.
Первым делом пришлось поработать с литературой об особенностях обучения глухих и слабослышащих, затем обсудить свои проблемы с преподавателями, которые уже давно работают с этой категорией детей. Стало очевидно, что необходимо придумать какие-то специальные технологии, которые дали бы возможность использовать те виды восприятия и способы запоминания, которые у глухих и слабослышащих учащихся развиты лучше, чем слуховые.На первый план выходят зрительное восприятие и зрительная память. Значит, должно быть как можно больше наглядного материала. Я начала с того, что стала готовить к каждому занятию компьютерные презентации, раздаточный материал. Но только этого оказалось недостаточно. Результаты поиска привели меня в Институт новых технологий. Здесь я нашла конструкторы LEGO с интересными названиями – «Машины, механизмы, энергия» и «Инженерная механика». Убеждать директора колледжа Николая Раздобарова в необходимости приобретения конструкторов для обучения слабослышащих студентов не пришлось, в короткие сроки конструкторы были приобретены, и мы начали использовать их на уроках.Не могу сказать, что я получила в руки волшебную палочку и все сразу пошло как по маслу. Но уже на первом занятии, когда дети увидели конструкторы, произошел резкий перелом в нашей работе. В глазах детей появился интерес, а когда я вижу живой интерес, моя задача – направить этот интерес в нужное русло, постоянно поддерживать и направлять на приобретение необходимых знаний, умений и навыков.Каждое занятие теперь – это комбинированный урок, включающий в себя изучение теоретического материала, закрепление, практическую работу. Итог занятия – отчет каждой бригады учащихся, являющийся демонстрацией знаний по изученной теме. Представление отчета становится творческим актом, именно поэтому я не даю никакой специальной формы отчета. Кроме того, обращаю внимание на то, что описание занятия не предполагает точного времени, отведенного на занятие. В каждой конкретной группе я отвожу на занятие разное время: от двух до шести часов. Результат обучения для студентов – возможность создания собственного проекта.Что же получилось? Процесс усвоения нового материала пошел значительно быстрее, ведь ребятам не терпелось приступить к сборке моделей. Работа с конструктором шла очень увлеченно, причем ребята не только строили предложенные модели, но и предлагали свои идеи, которые тут же претворяли в жизнь.Свою методику обучения детей с ОВЗ по слуху я назвала LEGO-технологией. Впереди еще много работы по совершенствованию этой технологии. Но тем не менее считаю, что эта технология может быть использована преподавателями, которые стремятся развивать творческий потенциал своих учащихся. Ведь на занятиях учащийся имеет реальную возможность «пощупать» закономерности технической механики своими руками. С интересом и увлечением ребята собирают модели; играя, постигая достаточно сложные понятия, они рассматривают рычаги, блоки, ременные и зубчатые передачи, большое внимание уделяют таким их подвидам, как червячная, реечная и цепная передачи.LEGO-технология успешно работает в группах глухих и слабослышащих обучающихся вот уже четыре года. Успешность усвоения ребятами элементов технической механики отмечают преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения, а сами студенты приходят на занятия с удовольствием, охотно остаются после уроков, чтобы поработать над своими проектами, да и просто пообщаться друг с другом.Алла ТУЗОВА, лауреат гранта Москвы-2010, преподаватель технологического колледжа №21
Комментарии