Независимо от диагноза, поставленного ребенку, важно относиться к ученику с уважением, дать ему возможность обучаться и социализироваться. В школе №2113 была проведена подготовка педагогов, люди осознали ценность инклюзии, они могут работать с «особыми» детьми и готовы помочь им адаптироваться. Все учителя нашего комплекса применяют технологии разноуровневого обучения, которые позволяют дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения, применять гибкую систему оценки. Я расскажу о том, как провожу уроки английского языка.
Для начала – о приеме тимбилдинга. Класс я делю на группы по 4 человека. Затем каждый ученик составляет список из 5-10 пунктов по заданной теме. Внутри группы дети находят совпадения и заносят их в специальный шаблон. Следующий этап – логотип команды, название и оглашение результатов по теме исследования. Все имеют свою зону ответственности. Такие задания способствуют созданию ситуации успеха у детей, а педагог видит поведение ребенка и устанавливает контакт, основанный на доверии и взаимопонимании, чтобы успешно управлять учебными действиями. За 10 минут проводятся фонетическая зарядка, разминка, выполняются групповые проекты по теме, проверяется домашняя работа, обучающиеся выводят тему урока. Дети с ОВЗ полностью вовлекаются в процесс обучения с учетом их особенностей. При обучении слабослышащих детей находкой стала технология «Немое кино». Включается 5-минутное видео без звука, учитель все это время стоит спиной к экрану, после чего просит рассказать ему о содержании увиденного. Это позволяет отработать употребление грамматических времен с каждым ребенком в равных условиях. А у слабовидящих детей хорошо работает методика обучения ритму. Ритмы разговорного английского языка связываются с ритмами джаза или русских народных песен. В классе мы слушаем мелодию и накладываем на ритм нужную грамматическую структуру (дома аудиозаписи прослушиваются снова). Из моих наблюдений: дети выстукивают ритм или кивают головой в такт. При обучении слабовидящих и слабослышащих детей в своей практике я использую прием рисования песком на специальном столе с подсветкой. Песок – материал, который позволяет рукам педагога «оживлять» грамматические структуры и предложения, закреплять в памяти яркие зрительные образы.Поражает способность «особых» детей к творчеству! Психологи говорят, что некоторые дети в силу своего диагноза не могут рисовать и рассуждать на свободные темы. Но они рисуют, каждым рисунком удивляя меня все больше. Ученики помогают мне придумывать и рисовать фонетические и грамматические сказки. Также возможно применение театральной педагогики. Задание «Леди и джентльмены» способствует концентрации внимания, на уроке создается благоприятный психологический климат. Мальчики в шляпах в роли джентльменов делают комплименты девочкам, а леди учатся правилам этикета.Родители «обычных» детей иногда опасаются, что смешанное обучение снизит уровень обучения и ухудшит дисциплину. Но индивидуальные программы и современные методики оптимизируют процесс обучения. Родителям не о чем беспокоиться.Я педагог, который знает, о чем говорит. У меня инвалидность с семи лет, однако она не помешала мне получить два высших образования, поступить в аспирантуру и создать семью. Инклюзия – это признание индивидуальности. Чтобы дети преуспели, мы должны помочь им поверить в себя!Юлия ТАЛАН, учитель английского языка школы №2113
Комментарии