А вы когда-нибудь пытались ответить на вопрос: «Могут ли ученики быть учителями для своих педагогов?» Я размышлял над этим, а в моей голове промелькнуло большое количество мыслей, вопросов к самому себе. И получилось так, что у меня состоялся разговорс самим собой.
– Вопрос в лоб: могут ли ученики быть учителями для своих педагогов?- Это очень сложный вопрос. Кто-то сразу категорично скажет: «Нет!» и, конечно же, будет прав. Чему могут научить дети учителей? Как правильно вести уроки? Что рассказывать на занятиях? Или как заполнять ту или иную форму документации? Конечно, этому они не могут научить нас, учителей. Но мой опыт работы в школе дал мне иной ответ на этот вопрос. Дети очень любознательный народ. Им постоянно хочется узнавать что-то новое, ранее неизведанное. Они как губка, все время впитывают даже самые маленькие капельки новой информации. Чтобы постоянно поддерживать в них эту тягу к новым знаниям, мне самому необходимо постоянно развиваться, углублять свои знания по предмету. Дети побуждают к саморазвитию и самосовершенствованию профессиональных навыков и знаний.- Но ведь мы же не только педагоги, но и люди. Могут ли дети научить нас чему-нибудь в жизни, а не в работе?- Наши ученики шумные, озорные, веселые… Они могут научить педагога быть живым, чувствовать жизнь, радоваться ей. Общаясь с ними, я учусь получать радость от жизни. Наслаждаюсь каждой прожитой минутой, каждым моментом. Как сказали бы мои дети: «Carpe diem» – «Живи одним днем». Радуюсь тому, что новый день наступил, что солнце взошло, что выпал первый снег… Наши ученики учат нас быть живыми людьми, а не бездушными забывшими программу зомби. Ученики помогают мне всегда оставаться оптимистичным и позитивно настроенным.- Часто учителю приходится быть невольным свидетелем личных взаимоотношений между детьми. Помогло ли это чему-либо научиться?- Вся школьная жизнь детей проходит перед глазами и видна как на ладони. Сам того не желая, я наблюдаю за ними. Все их действия и поступки, все отношения и реакции на события, все монологи и диалоги – все, как в фильме, в котором они герои, а я зритель. Этот фильм помог вспомнить, что дружба должна быть искренней, без фальши, ничего не требующей взамен – простой и крепкой. За «лучшего-самого-самого-на-всю-жизнь друга» можно свернуть горы. Учителям стоит поучиться их связи друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручке, отстаиванию интересов друга, преданности и бескорыстности. Мои ученики помогли мне по-новому взглянуть на отношения между людьми и в принципе на отношение к обществу.- Что же еще педагог может перенять у своих учеников?- Они же дети. Их сила – в эмоциях и искренности, в небезразличии. Но… И дети-ученики могут еще кое-чему научить. «Например?» – спросите вы. Они могут научить быть сильными и никогда не сдаваться. Глядя на то, как какой-нибудь ученик сидит и учит параграф, который никак не дается, глядя на его упорство, понимаешь, что такое упорство можно проявлять и в обычной жизни. И этому стоит поучиться. А как они переживают неудачи и тяжелые для них минуты жизни? Они собираются, и всем своим видом показывают, что у них все в порядке, что бы ни случилось. Смотришь на них и думаешь: «Он же ребенок, а так держится! Неужели меня сломает временная неудача?» Понимая, что этот маленький человечек старается сделать все возможное, чтобы выкарабкаться из ямы, становишься увереннее в себе, своих силах и возможностях.- А могут ли ученики научить еще чему-то, что может пригодиться в жизни?- Ученики могут научить своего учителя ценить жизнь, ее моменты, себя в жизни. Я об умении ценить людей и отношения с ними – просто ценить человека за то, что он есть в твоей жизни. Между всеми учениками и учителями возникает какая-то незримая связь. С кем-то слабее, с кем-то сильнее. А бывает так, что иногда есть ощущение, что учитель и ученик находят друг друга. Их связь крепнет, растет. Учитель воспринимает все достижения и неудачи, как свои собственные. А ученики еще долгие годы помнят о своем педагоге и заходят в школу проведать. Но как же бывает порой больно, оттого что такой ученик или ученица уходят из школы, не доучившись до конца 11-го класса (переезд в другой город, например), вот был ученик, а теперь нет. И ты сожалеешь о том, как много ты еще не додал ученику, многого не рассказал и какое большое количество тайн своего предмета не открыл… И ты сожалеешь об этом. И ученик или ученица сожалеют. Вы оба сожалеете. А ведь это можно и нужно переносить в жизнь. Научиться ценить тех людей, что рядом, ценить их так, как родные ученики ценят тебя.Николай ЧЕРНЫХ, учитель истории и обществознания школы №1421
Комментарии