На днях я диктовал в своем городе «Тотальный диктант». В малюсенькой аудитории нашего киновидеоколледжа собрались молодые девушки и пожилые бабушки, многодетная семья в полном составе, мои выпускники и их родители, журналисты, даже кандидат в местные мэры… Я, никогда в жизни диктантов не диктовавший и написавший свой последний диктант 12 лет назад, вдруг почувствовал, как происходит общение через текст: в этот час все мы были вместе и вместе пытались разделить ценности автора, Алексея Иванова, найти их в себе через его слово, ведь не на запятые же только потратили мы этот час своей жизни.
Язык есть способ передачи ценностей, способ приобщения к культуре. Так было в дворянских семьях XIX века, так было и в Советском Союзе (безотносительно мнения о содержании этих ценностей). И, думается, сегодняшний кризис грамотности, кризис интереса к чтению связан именно с отсутствием наполнения языка этими культурными смыслами.Дети к концу 11-го класса – кто очень хорошо, кто сносно – знают, чем гипербола отличается от литоты (ведь это так легко проверить в тестовой форме), но совершенно не владеют инструментами для передачи мысли и отношения при устном произнесении текста.Не встретились в пространстве школы с хорошей современной литературой.Не задумывались об этимологии слова «свобода». Или слова «богатый». Или слова «слово». Не вчитались в вывески на улицах своего города. Не написали настоящего стихотворения.Они не почувствовали себя в действии в пространстве языка. Язык не стал фактом их жизни. Да и является ли он сегодня фактом нашей жизни? Читаем ли мы перед сном каждый день хотя бы страницу хорошего современного текста? Или стихотворение? Собираемся ли вместе, чтобы на хорошем современном языке дискутировать об актуальных проблемах и включать в эти разговоры наших учеников?В Америке есть социальная программа, которая называется «Одна книга». Весь город читает в течение определенного периода времени одну книгу, а дальше организуется в самых различных местных сообществах ее обсуждение, этот процесс освещается в газетах и на телевидении, в этом обязательно участвуют значимые для города люди, библиотеки, школы, культурные центры…«Тотальный диктант» показал, что не стоит «ждать милостей от природы», стоит доказывать самим себе и окружающим значимость того, что мы считаем важным. За язык отвечаем мы сами. И живой он тогда, когда мы живем им.Дочитывая диктант, я почувствовал, как у меня взмокла рубашка на спине. Не от запятых. От ответственности за смысл.
Комментарии