«Педагоги-психологи, дефектологи и логопеды Центра неустанно помогают нашим ученикам совершенствоваться: учат владеть своей речью и слухом, учат контролировать эмоции, развивают и помогают понять, какое занятие могло бы стать для каждого делом жизни. Мы понимаем, что идеал недостижим: глухой обучающийся не научится слышать. Но мы берем его за руку и делаем маленькие шаги вместе: помогаем ему научиться понимать сказанное другими и отвечать им».
Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной
1. Целостность и адаптивность образовательной среды
В случае реализации общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательная среда – это не только материальные объекты, но и система электронных курсов по общеобразовательным предметам и факультативных курсов; платформы для реализации проектной и творческой деятельности обучающихся онлайн; сайт образовательной организации и электронная доска объявлений, посредством которой осуществляется информирование всех участников образовательного процесса.
Наша цель – учитывать образовательные потребности обучающихся и своевременно адаптироваться к ним.
2. ИКТ – окно в мир
Мы не перегружаем образовательный процесс онлайн-развлечениями, а максимально грамотно, уместно и целесообразно применяем ИКТ для поэтапного и безболезненного расширения порой очень скудного кругозора обучающихся.
3. Здоровьесбережение сегодня – залог полноценной жизни завтра
Мы осознаем особенности наших обучающихся и специфику способов нашего взаимодействия с ними, поэтому стараемся осуществлять свою деятельность эффективно и бережно. Мы не только закладываем основы знаний, но и сохраняем основы психофизического здоровья наших учеников.
4. Равный среди равных
Наша цель – дать понять обучающимся, что каждый неповторим и может поделиться своей уникальностью с окружающими. Нам удается этого достичь: обучающиеся участвуют в областных и всероссийских творческих, проектных, научных конкурсах наравне с обучающимися без ОВЗ и одерживают победы.
5. Успешный учитель – успешный ученик
Наш профессиональный и духовный рост – это не только возможность обрести самим, но и желание поделиться с нашими учениками всеми обретенными ценностями.
6. Открытость 24/7
Наша цель – не праздное общение, мы готовы к посильной помощи и поддержке обучающихся и их родителей практически круглосуточно.
7. От индивидуального обучения к инклюзии
Индивидуальное надомное обучение имеет свои плюсы и минусы. Один из минусов – возможная замкнутость детей. Организуя активную исследовательскую, проектную, творческую и конкурсную деятельность, мы создаем условия для включения обучающихся с ОВЗ в активную общественную жизнь.
8. Социализация, адаптация, профориентация – путь к самостоятельности
Мы осознаем, что готовим наших обучающихся к самостоятельной жизни, поэтому наша цель – помочь нашим выпускникам найти свой путь в жизни и состояться профессионально.
9. Готовность к изменениям и инновациям
Мы осознаем, что живем в мире постоянных изменений. Наша задача – осваивать новые технологии и внедрять лучшие практики в образовательный процесс.
Мы готовы идти в ногу со временем, постигать новое, делиться собственными идеями, разработками и опытом.
10. Школа, где дарят надежду!
Успешность нашего Центра заключается в том, чтобы обучающиеся нашли свой путь в этом мире. Наши специалисты неустанно кропотливо работают над тем, чтоб надежда на будущее появилась у каждого.
Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»
Дай мне не то, чего я себе желаю,
а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов.
Антуан де Сент-Экзюпери
ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» – не совсем обычная образовательная организация. У нас осваивают адаптированные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучающиеся с ОВЗ с территории всего региона. Мы привыкли к нашим ученикам – каждый из них своеобразен и поэтому уникален. Мы привыкли непрерывно двигаться вперед к новым возможностям мира информационных и педагогических технологий. Именно поэтому мы понимаем, что сегодняшний успех нашего Центра образования – это не заоблачная мечта, которая вдруг чудесным образом сбылась, а калейдоскоп маленьких каждодневных достижений и радостей, путь к которым порой бывает очень трудным.
Каждый день администрация Центра делает маленькие шаги, принимая управленческие решения, координируя деятельность всех служб нашего образовательного учреждения, поддерживая педагогические инициативы, решая индивидуальные – неизменно важные – вопросы с родителями и законными представителями обучающихся, предоставляя педагогам и обучающимся новые возможности для дальнейшего развития. Каждое принятое решение – маленький шаг к общей цели.
Психологи и классные руководители Центра образования всегда находятся на связи посредством коммуникационных программ и мессенджеров. Это не прихоть, не бессмысленные разговоры, такова необходимость: специфика здоровья обучающихся порой вынуждает их законных представителей сообщать о готовности или неготовности к занятиям рано утром или поздно вечером. И родители наших учеников понимают эту открытость и относятся к ней с уважением. Этот маленький шаг нам удалось сделать не сразу, но все-таки мы смогли.
Ежедневный педагогический труд требует не только знания преподаваемого предмета и умения интересно рассказать о самых сложных теориях и правилах, он требует и терпения, умения подстраиваться к особенностям психофизического состояния каждого обучающегося, а еще любви. Как бы нам не было эмоционально сложно, мы всегда с улыбкой выходим на занятие. Мы готовы повторять пройденное несколько раз, мы готовы помогать нашим обучающимся снова и снова тренироваться в выполнении сложных заданий. Главное – маленький шаг: правило, которое удалось запомнить; задача, которую удалось решить самостоятельно; впечатление, о котором ученик спешит рассказать маме; честным трудом заработанная оценка, которой гордится не только ученик, но и сам учитель.
Мы понимаем, что личность учителя может служить источником вдохновения для обучающихся, поэтому стараемся двигаться вперед, быть интересными для окружающих. Мы не только повышаем квалификацию и проходим профессиональную переподготовку, не только одерживаем победы во всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства, но и не забываем о саморазвитии и увлечениях. Среди наших педагогов – ученые, поэты, художники, танцоры, музыканты, спортсмены, путешественники, жокеи, видеоблогеры. Мы изучаем новые дороги знаний и протаптываем пути, чтобы маленькими шагами вести по ним вперед наших учеников.
Мы стараемся создавать возможности для развития творческого и исследовательского потенциала наших обучающихся, а также для их социализации. Маленькие шаги в этом направлении мы делали долгие годы, зато теперь наша образовательная организация является организатором Межшкольного дистанционного праздника «Пасхальный фестиваль», в котором могут принять участие обучающиеся с ОВЗ с территории всей Смоленской области. Наш Центр образования является также основателем Ежегодного областного дистанционного конкурса «Неделя науки», где обучающиеся с ОВЗ представляют свои проекты наравне со школьниками без проблем со здоровьем и одерживают победы. Мы готовим обучающихся к участию в конкурсах проектов разного уровня, где они также становятся лауреатами и победителями и их приглашают в другие регионы. Однако обучающихся-колясочников не всегда готовы принять организаторы. Маленький шаг для преодоления этого барьера нам и нашим коллегам со всей России еще только предстоит сделать.
Педагоги-психологи, дефектологи и логопеды Центра неустанно помогают нашим ученикам совершенствоваться: учат владеть своей речью и слухом, учат контролировать эмоции, развивают и помогают понять, какое занятие могло бы стать для каждого делом жизни. Мы понимаем, что идеал недостижим: глухой обучающийся не научится слышать. Но мы берем его за руку и делаем маленькие шаги вместе: помогаем ему научиться понимать сказанное другими и отвечать им.
Конечно, важнейшим – и даже не маленьким – шагом является именно профессиональное самоопределение. Многие наши обучающиеся продолжают получать образование и после окончания школы. Мы осознаем, что готовим их к самостоятельной жизни, поэтому наша задача не просто помочь им уверенно чувствовать себя в мире взрослых людей, но и дать им основные представления хотя бы о некоторых профессиях. На базе Центра образования реализуются факультативы, имеющие профессиональную направленность: «Основы издательского дела», «Основы журналистики», «Основы психологии», «Оператор ЭВМ», «Сайтостроение» и другие. Педагоги, которые осуществляют обучение, являются практикующими специалистами в данных областях. Их совместная деятельность с психологами помогает нашим обучающимся делать первые маленькие, но самостоятельные шаги на пути к занятиям, которые не только интересны, но и полезны.
Мы радуемся, когда наши выпускники поступают в учреждения СПО и ВУЗы. Мы гордимся нашими бывшими учениками, когда они находят работу и свое место в жизни. Мы действительно помогаем детям с ОВЗ научиться радостно и счастливо жить в этом мире. Может быть, мы могли бы помогать большему количеству учеников (сегодня у нас 250 обучающихся с ОВЗ со всей Смоленской области), но уже сейчас наши шаги ведут и приводят к цели. В этом и заключается тот успех, к которому мы идем сами и ведем за собой детей.
Комментарии