«Наша школа во многих вопросах опережает время. У нас всегда повышенное внимание уделялось детям с особыми образовательными потребностями. Речь идет и о поддержке одаренных детей – в школе создан «Банк одаренных детей», существует Программа по развитию одаренности. Этой теме большое внимание уделяется на всей территории Серовского городского округа, и мы активно включаемся во все городские мероприятия».
Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной
Показателем успешности любой школы, по нашему мнению, является успешность ее выпускников. Школа может показывать высокие результаты ГИА, огромное количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах, выпускать сотни медалистов. Но если выпускник, спустя годы, не может найти своего места в жизни, не сохраняет тех качеств, которые заложены в «портрете выпускника» ФГОСом, возникает вопрос: а выполнила ли школа свою миссию? Именно поэтому для нас успешная школа – это, прежде всего, ШКОЛА УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАРТА. Чтобы этого добиться, необходимо объединить усилия.
Сегодня решение задач российского образования во многом зависит от развития единого образовательного пространства на всей территории страны. Для достижения этого результата, на наш взгляд, необходимо начать с создания единого образовательного пространства в рамках каждой образовательной организации. Наша школа уже много лет работает в этом направлении. Ключевым словом для достижения успеха является для нас слово «ВМЕСТЕ».
ВМЕСТЕ заниматься образованием каждого ребенка – от первоклассника до выпускника, организуя тесное взаимодействие между всеми уровнями образования: начальным, основным, общим. (ПРАВИЛО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ). ВМЕСТЕ непрерывно повышать профессиональное мастерство педагогов в их тесном сотрудничестве. (ПРАВИЛО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА).ВМЕСТЕ обучать детей новому, развивать умения и навыки, активно используя межпредметные связи и развивая метапредметность. (ПРАВИЛО МЕЖПРЕДМЕТНОСТИ/МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ). Наши учителя-предметники работают в тесном взаимодействии, они знакомы с «рабочими программами» друг друга. И тогда учитель литературы работает с опорой на знания школьников по истории или географии.ВМЕСТЕ развивать единую речевую среду в образовательной организации. (ПРАВИЛО ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ). Особенно актуальным стало это правило в связи с введением устного собеседования по русскому языку.ВМЕСТЕ развивать техническое мышление школьников. Наш город – город промышленного производства. Не смотря на это, на протяжении многих лет выпускники продолжают выбирать профессии гуманитарной направленности и – в связи с нехваткой рабочих мест – уезжать из города. При этом результаты обученности по математике, физике значительно ниже, чем по гуманитарным предметам. Мы решил, что должны помочь нашим выпускникам стать успешными в родном городе. (ПРАВИЛО ИНЖЕНЕРИИ).ВМЕСТЕ сохранять многолетние школьные традиции. (ПРАВИЛО СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ).ВМЕСТЕ активно участвовать в развитии кадетского движения. (ПРАВИЛО КАДЕТСТВА). В школе шестой год обучаются кадетские классы МЧС. Для них созданы особые образовательные условия, все педагоги, работающие с кадетами, учитывают специфику этих классов – в выборе педагогических технологий, отборе дидактического материала и т.д. Учащиеся кадетских классов, в свою очередь, не только участвуют во всех гражданско-патриотических мероприятиях, но и выступают в роли их организаторов, кураторов младших классов, членов жюри различных конкурсов.ВМЕСТЕ заботиться о здоровье всех участников образовательного процесса. (ПРАВИЛО ЗДОРОВЬЯ)ВМЕСТЕ помогать особым детям, учитывая (удовлетворяя) особые образовательные потребности обучающихся. (ПРАВИЛО ИНКЛЮЗИИ)ВМЕСТЕ идти в ногу со временем. Образовательный процесс должен быть максимально оснащен техническими средствами обучения. (ПРАВИЛО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА)
Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»
В уральском городе Серове школа №20 всегда занимала особое место. Во всех смыслах – особое. Школа расположена в самом центре – на улице Ленина, напротив здания городской администрации. И это, разумеется, накладывало определенный отпечаток. Родители и дети считали, что центральная – значит лучшая, администрация и учителя старались соответствовать. Так было с 1954 года. Уже тогда зародились традиции, многие из которых поддерживаются по сей день. Но, видимо, долго удерживать высокую планку невозможно, и постепенно школа стала сдавать свои позиции. Стоит ли размышлять о причинах? Наверное, это поможет избежать определенных проблем в будущем. Но спады неизбежны в любом случае, и гораздо важнее научиться выходить после них на подъем.
В тот момент, когда школа и так переживала не лучшие времена, произошло событие, которое могло либо уронить престиж школы окончательно, либо поднять ее на новый уровень. Произошла реорганизация одной из самых маленьких, но в то же время самобытных школ в городе, расположенной по соседству с нашей – с присоединением к школе №20. Сказать, что присоединение происходило тяжело – ничего не сказать, заинтересованных в нем не нашлось ни в той, ни в другой школе. Начальные классы стали учиться в отдельном здании. Это еще больше разобщило коллектив. Но в критический момент стало понятно, что справиться с ситуацией мы можем только вместе. В школе нашлись неравнодушные педагоги, которые смогли создать неформальную творческую группу, идеи которой были поддержаны затем администрацией.
Начать решили именно с того, что наладить преемственность между начальной и основной школой. Создали систему взаимного посещения уроков. Поначалу учителя шли на уроки друг к другу неохотно, но постепенно увидели, что это очень помогает организовать адаптационный период пятиклассников. Придумали и новую форму работы – «пробный урок», который проводит будущий учитель пятиклассников на четвероклассниках – и увидели, что это очень эффективно. Учитель начальных классов, наблюдая за уроком коллеги, дает ценные рекомендации по работе с конкретными детьми, получает представление об образовательном процессе в основной школе. Дети заранее могут познакомиться, пообщаться с будущим учителем, у них практически снимается тревожность по поводу учебы в 5 классе. Главное, вся школа увлеклась общей идеей. В то же время стала очевидна новая проблема – отсутствие преемственности содержания учебного материала в начальной и основной школе (повторяемость тем, литературных произведений), и новым направлением работы стала корректировка рабочих программ.
Работая в этом направлении, многие учителя заметили, что преемственность необходима и на других уровнях образования, в том числе, между разными дисциплинами. Например, чтобы эффективно преподавать литературу, нужно хорошо понимать, какой материал дети изучили по истории, и т.п. Было решено налаживать межпредметные связи. Решили начать с марафона интегрированных уроков. Оказалось, что это не только интересно, потому что позволяет и коллегам, и ученикам по-новому взглянуть друг на друга, на свой предмет, но и значительно повышает эффективность обучения. Дальнейшая деятельность в этом направлении позволила найти точку соприкосновения между всеми школьными предметами – это работа с текстом. Так произошел переход от межпредметности к метапредметности, и началось формирование единой речевой среды в школе. Как показало дальнейшее развитие событий, направление было выбрано верно. С 2019 года в штатный режим вводится устное собеседование по русскому языку для девятиклассников, к которому привлекаются учителя-предметники других дисциплин. Стало очевидно, что навыки смыслового чтения, пересказа текста, составления спонтанного монологического высказывания, умение вести диалог должны формироваться не только (и не столько!) на уроках русского языка, но и на других предметах. Смело можно сказать, что наша школа к итоговому собеседованию была готова задолго до его введения в штатном режиме, что было подтверждено на федеральной апробации в апреле 2018 года, где все наши ученики показали высокие результаты.
Противники объединения двух школ больше всего боялись утраты существовавших традиций, в которых был воплощен дух школы. Стали искать точки соприкосновения. Заодно и вспоминать свои – давно позабытые традиции. И оказалось, что школа за счет объединения обогащается! Прежде всего, нас породнил общий день рождения школы, совпадающий с днем Царскосельского лицея – 19 октября. Возродили традицию вручения школе подарков. Причем, подарков творческих: каждый класс в этот день готовит сюрприз для всех учеников и учителей. В школу приглашают самых успешных ее выпускников, которые делятся своими воспоминаниями с нынешними учениками. Приходят ветераны педагогического труда, рассказывают ребятам об истории школы. Выпускаются стенгазеты о школьных династиях (некоторые семьи насчитывают уже 4 поколения наших выпускников), о семейных парах, которые познакомились в школе. Каждый год праздник проходит по-разному, но это всегда – праздник! Главными организаторами его традиционно вместе с ребятами становится учителя-выпускники школы, которых у нас немало. Постепенно при подготовке праздников скопилось много архивных материалов, что позволило 5 лет назад открыть музей истории школы.
Еще одной объединяющей идеей сумела заразить всю школу наш директор Наталия Владимировна Гулькина. Она, воплощая свою детскую мечту, уже много лет (в редкие свободные от директорских дел минуты) занималась подготовкой школьной команды к юнармейской игре «Зарница», соревнованиям «Школа безопасности». Команда неизбежно побеждала. И наступил момент, когда стало «королевство маловато, разгуляться негде», тогда и родилась идея создания кадетских классов МЧС. Первый такой класс был набран в 2012 году, и вся школа включилась в работу. Требовалось создать особые условия: скорректировать учебный план, в этом классе главная установка была сделана на личностные результаты, на достижения по выбранному профилю. Сегодня уже можно говорить о результатах – в 2017 году состоялся первый выпуск. Несмотря на опасения, ребята показали достаточно высокие учебные результаты, в том числе, на ЕГЭ. Но главное достижение – больше половины выпускников решили связать свою жизнь с профессией спасатель. Было бы несправедливо не отметить участие Управления МЧС в г. Серове в работе с этим классом. Столь высокий результат стал возможен только благодаря совместным усилиям. Сегодня кадетское движение в школе продолжает развиваться, через год готовится к выпуску еще один класс. Но кадеты не только требуют к себе повышенного внимания и заботы, кадетские классы постепенно стали мощным воспитательным ресурсом школы. Ребята активно передают свой опыт младшим, проводят классные часы, мастер-классы, помогают в строевой подготовке.
Наша школа во многих вопросах опережает время. У нас всегда повышенное внимание уделялось детям с особыми образовательными потребностями. Речь идет и о поддержке одаренных детей – в школе создан «Банк одаренных детей», существует Программа по развитию одаренности. Этой теме большое внимание уделяется на всей территории Серовского городского округа, и мы активно включаемся во все городские мероприятия. Кроме того, в школе много лет существует такая форма поощрения лучших учеников, как «учительская стипендия». Формируется она из добровольных взносов учителей, а получить ее ученики могут за заслуги как в учебе, так и в общественной деятельности. Еще до введения ФГОС для детей с ОВЗ и разговоров об инклюзивном образовании, школа №20 уже принимала в свои ряды детей, имеющих проблемы со здоровьем, детей-инвалидов. Причем, если родители высказывали желание, чтобы ребенок (даже с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата) учился непосредственно в классе, им шли навстречу. И снова весь коллектив школы объединялся, чтобы помочь таким детям. Самым главным достижением является то, что дети с серьезными нарушениями здоровья, а таких за всю историю школы было достаточно много, не только не испытывали по отношению к себе унижения, насмешек, получали необходимую помощь, но – самое главное – могли в школе не чувствовать себя особенными. Именно за это больше всего благодарны школе родители! Мы – школа – не в силах избавить детей от инвалидности, но мы можем помочь им стать успешными людьми. И у нас это получается. Все наши выпускники, несмотря на проблемы со здоровьем, нашли свое место в жизни, многие добились таких успехов, которые их здоровым сверстникам даже не снились.
К сожалению, сегодня число детей с ОВЗ в школах растет, и мы должны не только обеспечивать условия для их обучения, но и помочь сохранять здоровье всем детям. И не только детям. Осознавая эту проблему, мы разработали проект «Школа – территория здоровья». Общешкольные дни здоровья с выходом на природу, успешное участие в конкурсе «Будь здоров!», акции «На зарядку – всей школой», «Зарядка с чемпионом», увеличение количества спортивных секций в школе, несомненно, способствуют укреплению детского здоровья. Но педагоги – тоже часть школьного коллектива, и их работа часто не оставляет времени, чтобы позаботиться о собственном здоровье. Поэтому в школе действуют и спортивные секции для сотрудников, постоянно организуются фитобары, проводятся тренинги для профилактики профессионального выгорания педагогов.
XXI век, цифровая экономика вносят свои коррективы в жизнь школы, требуют внедрения новых технологий, применения нового оборудования. Новая школа и оснащена должна быть по-новому. Казалось бы, существуют определенные требования к техническому оснащению, финансовый лимит. Но в нашей школе и к этим вопросам подходят сообща. Педагоги совместно в ШМО изучают различные технические новинки, обмениваются информацией, и затем приобретение нового оборудования происходит именно в соответствии с запросами педколлектива. Собственно благодаря такой системе, на сегодняшний день наша школа одна из лучших в городе по технической оснащенности. А главное – все технические средства активно используются в образовательном процессе, а не пылятся мертвым грузом!
Наш успех в том, что мы ВМЕСТЕ. В школе традиционно учителя участвуют в конкурсах, соревнованиях вместе с детьми. Команды педагогов шутят на КВН, танцуют на «Тинейджер-лидер», поют в «Битве хоров», даже бегут на эстафете! Родители тоже с нами ВМЕСТЕ, участвуют, влияют на образовательный процесс. ВМЕСТЕ – наши шефы, Надеждинский металлургический завод, с особым нетерпением ученики ждут встречи с ребятами из молодежной организации завода. И наступает момент, когда мы также ВМЕСТЕ радуемся результатам. Тому, что растут как формальные показатели (уровень обученности, результаты ЕГЭ, количество медалистов, победителей конкурсов различных уровней), так и личностные результаты (уровень воспитанности, учебная мотивация, степень вовлеченности учеников в социальные практики).
Девизом на нашем пути к успеху стали слова А. Шопенгауэра: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое».
Комментарии