search
main
0

​Конкурсная работа ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга.

«Наш главный секрет в том, что у нас нет секретов» (М.Б. Пильдес)

Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ (концептуальное): О «плохом» и «хорошем» следует говорить, соблюдая «закон форте и пиано»: о хорошем – обязательно громко, о плохом – лучше тихо.  Более 25 лет Академическая гимназия №56 живет по законам «Педагогики успеха», руководствуясь простым правилом: у каждого в школе каждый день должно что-то ПОЛУЧАТЬСЯ. Культивирование недостатков детей и взрослых – это «дорога в никуда».

ПРАВИЛО ВТОРОЕ (вытекающее из первого): В школе каждый должен получить свою «порцию аплодисментов»! «Педагогика успеха» тесно связана с созданием эмоционально привлекательной среды: комфортным и красивым пространством, бережным сохранением традиций, а главное – с созданием разнообразных «ситуации успеха» для детей и взрослых.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ (дисциплинирующее): Окончательное решение принимает тот, кто несет за него ответственность. До принятия решения обсуждай его столько, сколько необходимо; после принятия – иди и выполняй. Эффективность работы школы обеспечивается продуманностью и четкостью функциональных обязанностей членов управленческой команды и исполнительской дисциплиной.

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ (не просто сравнение): Сильная педагогическая команда – это оркестр виртуозов. Хочешь «играть» в нем – выучи и блестяще исполняй свою партию, четко следуя указаниям дирижера. Сравнение команды с оркестром (придумано М.Б. Пильдес) – это одновременно и правило эффективной деятельности: работа «без фальши» и постоянное командное взаимодействие руководителей и педагогов обеспечивают успешность школы.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ (не требующее комментариев): Хороший руководитель знает, что нужно делать сегодня, и думает о том, что нужно делать завтра. Отличный (=успешный) руководитель составляет «расписание на послезавтра».

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ («медийное»):  Хочешь жить спокойно – не жалей «бумаги».

Успешная школа обязана быть «информационно мобильной» и открытой, создавать и использовать разнообразные каналы информации (систему школьной редакционно- издательской деятельности, школьные СМИ, официальные сайт и группы соцсетей) для оперативного представления того, «чем живем».

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ (оптимистическое): Неразрешимых ситуаций не бывает. Надо искать пути решения и помощников – партнеров. Партнерство (сетевые (образовательные), социальные, культурно-досуговые и другие партнерские проекты) – эффективный инструмент достижения результата в быстроменяющемся мире.

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ (из опыта): Лучший способ научиться самому – начать учить других. Именно поэтому гимназия №56 – площадка (в том числе – федеральная стажировочная) презентации инновационного опыта, центр проведения конкурсов и акций регионального и всероссийского уровней.

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ (излагаемое во второй части конкурсного задания): Счастливого вырастит счастливый, а образованного – образованный.

В успешной школе должна быть создана система непрерывного сопровождения профессионального развития педколлектива.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ («конкурсное»): Победа – не точка, а многоточие.

Участие в конкурсном движении – мощнейший инструмент развития коллектива и отдельного педагога. Победа в конкурсе – веха на пути непрерывного развития, толчок к дальнейшему движению вперед.

Часть 2. Статья на тему «Как добиться успеха? Наша технология»

ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛ» КАК ПУТЬ

НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДКОЛЛЕКТИВА

В статье раскрывается одно из десяти «правил» деятельности Академической гимназии №56, позволяющее ей быть успешной школой: «Образованного вырастит образованный». В успешной школе должна быть создана система непрерывного сопровождения профессионального развития педколлектива.

Современная школа живет в «пространстве» постоянных изменений стандартов, форматов аттестации, контрольно-измерительных процедур, учебников… Такие изменения, а вернее сказать – готовность к работе в условиях изменений, требуют не только выдержки и психологической стабильности, но и непрерывного повышения профессиональной компетентности педагога по широкому кругу вопросов: по общей педагогике и возрастной психологии, по методике преподаваемого предмета и содержанию «смежных» дисциплин, по проблемам эффективности использования образовательных технологий, по правовым вопросам. Сопровождение профессионального развития педагога – одна из важнейших задач школы. При этом «профессиональный рост» учителя может и должен осуществляться, на наш взгляд, с привлечением всех «образовательных ресурсов»: возможностей региональных и федеральных институтов постдипломного образования, «образовательных предложений» научно-методических центров, с опорой на сетевые педагогические и историко-культурные ресурсы региона и страны.

Особое место в «списке источников» профессионального развития учителя занимают внутришкольные (или корпоративные) программы. Они позволяют не только оперативно реагировать на изменения образовательной ситуации, на новые требования, предъявляемые к деятельности педагогов, но и учитывать запросы членов педколлектива.

Академическая гимназия №56 накопила богатый опыт сопровождения профессионального развития учителей на базе школы. Реализация программы «Профессионал» позволяет всему педколлективу (а это более 500 человек) находиться в состоянии непрерывного развития. Программа «Профессионал» сегодня используется в ряде школ Санкт-Петербурга и других регионов России.

Цель программы «Профессионал» – формирование коллектива высококлассных специалистов, способных на современном уровне решать общие педагогические задачи на основе «Педагогики Успеха» (концептуальная основа деятельности Академической гимназии №56) в соответствии с основными направлениями развития отечественного образования, предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям учащихся в контексте современной социокультурной ситуации.

Отличительной особенностью программы «Профессионал» является то, что она опирается на принципы СОПРОВОЖДЕНИЯ и УСПЕШНОСТИ.

СОПРОВОЖДЕНИЕ понимается нами как:

создание психологически комфортных условий деятельности педагога;

оказание педагогу всесторонней (психологической, методической, правовой, социальной, информационной) ненавязчивой помощи при решении возникающих вопросов; привлечение специалистов разного профиля к консультированию педагогов;

привлечение педагога к реализации программ и проектов на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

обеспечение разноплановой (с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессиональной деятельности педагога;

обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности и запросов и интересов самого педагога.

УСПЕШНОСТЬ (ориентация на успех) понимается нами как:

актуализация «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций»; непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений;

создание условий для реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога;

активное использование механизмов поощрения педагогов, создание «праздников успеха».

Программа состоит из пяти взаимосвязанных «модулей», позволяющих учесть образовательные запросы педколлектива и отдельных сотрудников, использовать различные образовательные технологии, как «классические», так и современные.

Ниже коротко представим модули программы «Профессионал», формы и технологии их реализации следующим образом: ЧТО? (общий замысел); ДЛЯ КОГО? («адресаты» непрерывного сопровождения); КАК? (используемые формы и технологии); ГДЕ? (на каких базах, с привлечением чьих (каких) ресурсов). Более подробно представим «нашу технологию» – «Корпоративные учебы».

Модуль «Индивидуальное сопровождение педагогов»:

ЧТО? Сопровождение профессионального развития отдельных педагогов.

ДЛЯ КОГО?  Молодые специалисты; участники профессиональных конкурсов; педагоги, испытывающие профессиональные затруднения; аттестуемые учителя.

КАК? Технология «Индивидуального образовательного маршрута педагога»; наставничество; индивидуальные стажировки педагогов.

ГДЕ? На базе гимназии (под руководством наставников), на базах партнеров (вузов, научных, историко-культурных центров и библиотек региона). При разработке индивидуального образовательного маршрута учитываются следующие факторы: адекватно оцененный уровень профессиональной компетентности (включая «зоны затруднений»), запросы и интересы педагога, «векторы развития» ОУ, «образовательные возможности» педагогов-наставников, эффективные образовательные ресурсы региона.

Модуль «Редакционно-издательская деятельность»:

ЧТО? Публикация, презентация и продвижение изданий, отражающих опыт гимназии.

ДЛЯ КОГО?  Все члены педколлектива, школы-партнеры, ОУ России.

КАК? Через серии публикаций «Для служебного пользования», «На учительский стол», «На каждую парту», «Know How» и публикации методического сайта учителей гимназии «NOVA» (nova56.ru) – дистанционные технологии обмена опытом.

ГДЕ? Силами школьной типографии и сайта; через сотрудничество с издательствами «Книжный Дом», «Pearson Russia»; редакциями журналов «Вестник образования России», «Практика административной работы в школе», «Школьная библиотека» и др.

Сегодня сайт «NOVA» – профессиональное сообщество сотрудников гимназии и педагогов из разных регионов России. На сайте размещаются материалы, организуются дистанционные консультации и дискуссии.

Модуль «Общественно-педагогические акции и праздники успеха»:

ЧТО? Предъявление достижений педагогов и чествование лучших учителей.

ДЛЯ КОГО?  Все члены педколлектива.

КАК? В формах ежегодных «Фестиваля открытых уроков», «Фестиваля мультимедийных продуктов и ЭОР», «Фестиваля успешных проектов». Важно: не только демонстрация опыта, но мастер-классы (практикумы) по использованию опыта другими педагогами. «Праздники педагогического успеха»: «Достояние года» (награждение разработчиков лучших программ и проектов) и «Звездный час» (награждение учителей по номинациям на основе внутришкольного голосования).

ГДЕ? На базе гимназии с приглашением педагогов ОУ региона, независимых экспертов.

Модуль «Выход в город»:

ЧТО? Развитие общей культуры педагогов (в том числе – читательской и зрительской) с опорой на историко-культурный потенциал Санкт-Петербурга и России.

ДЛЯ КОГО?  Все члены педколлектива с приглашением школ-партнеров и родительской общественности.

КАК? Городские квесты, экскурсии, посещение театров и выставок, читательские конференции в библиотеках города, участие в арт-проектах; участие в акциях «Тотальный диктант», «Тотальный географический диктант», «Ночь музеев» и др.

С обязательной рефлексией в форме обсуждений в методических объединениях, написания аннотаций и рецензий, разработки методических рекомендаций по использованию ресурсов региона в работе с учащимися.

ГДЕ? Центры-партнеры (их круг постоянно расширяется): ГМЗ «Петергоф», «Русский музей», «Музей Фаберже», музеи-квартиры Пушкина, Достоевского, Блока, «Эрарта», арт- и лофт-проекты «Охта-Лаб», «Этажи», «Ткачи», ЦГДБ им. А.С. Пушкина, Российская государственная библиотека, Национальная библиотека им. Б.Н. Ельцина.

Модуль «Корпоративные учебы»:

ЧТО? Серия образовательных мероприятий – каникулярные 3-4-дневные учебы.

ДЛЯ КОГО?  Все члены педколлектива и школы-партнеры (по желанию).

КАК? НАША ТЕХНОЛОГИЯ:

В качестве основных компонентов каждая корпоративная учеба включает: инвариант (обязательный компонент), вариативную часть (определяется с учетом общей темы учебы и/или предлагается на выбор участникам учебы), рефлексивную часть.

«УЧЕБА ПО СТАНЦИЯМ» – «сердцевинный» компонент корпоративной учебы. Суть ее в представлении и/или создании реальных «практик» и «продуктов», связанных с общей темой учебы. Для организации «Учебы по станциям» осуществляются следующие основные шаги:

В рамках актовой (общей) лекции выделяются основные вопросы (6-8).В соответствии с этими вопросами определяются тематические «станции» (6-8), задача которых более детально, чем на лекции, рассмотреть один вопрос.Сообразно тематике «станции» определяется форма ее работы (семинар, имитационная игра, «мозговой штурм», лекция с содокладами, просмотр фрагмента урока с обсуждением, дебаты и др.).Для каждой станции определяется модератор(ы), отбираются качественные «продукты», созданные в течение года, очерчивается круг выступающих.Модератор совместно с коллегами разрабатывает и тиражирует раздаточные материалы: памятки, буклеты, аннотированные списки литературы, сборники презентаций, карты Санкт-Петербурга с рекомендуемыми к посещению объектами, вопросники (так от «станции» к «станции» каждый участник собирает «папку материалов» по теме).Определяются «продукты» работы станции – чаще всего рекомендации по использованию полученного опыта в практике работы учителей, МО, подразделений, гимназии в целом.

В течение 2-3 дней учителя группами проходят «станции» (группы формируются по методическим объединениям или жеребьевой – в зависимости от задач учебы). Подведение итогов проходит в рамках «рефлексивного этапа» (см. выше).

ГДЕ? На базе гимназии.

В заключение подчеркнем, что реализация продуманной, интересной, разнообразной по формам и технологиям программы «Профессионал» обеспечивает профессиональное и общекультурное развитие учителя, стимулирует непрерывное образование педагога. А, как мы сформулировали в одном из правил успешной школы, образованного вырастит образованный (в самом широком смысле этого слова).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте