Готовясь как-то к уроку, я прочитала высказывание Василия Сухомлинского, которое до глубины души поразило меня: «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след – вечный. Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие». Эти слова заставили меня по-другому посмотреть на профессию педагога и стали той точкой в моей педагогической деятельности, с которой началось переосмысление моего предназначения. Я задумалась о роли учителя в судьбе ребенка и общества в целом. Присматривалась к коллегам. Процесс шел долго и мучительно. И наконец я для себя сделала вывод: учитель по природе своей – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – это и есть итог профессионального пути педагога.
Когда в 2012 году мой директор Наталья Станиславовна Маркина сказала, что я буду представлять школу на конкурсе «Учитель года», внутренне я была готова. Потому что знала, в чем моя миссия. Для многих учителей самый сложный момент – решиться участвовать. Страх выглядеть глупо, что-то сказать не так, подвергнуться критике останавливает многих. Но я знала, чего я хочу. Нет, не победы – я хотела новых знаний, учиться и общаться с лучшими профессионалами своего дела. Я хотела меняться сама, а для этого нужны были ориентиры.Победа в муниципальном этапе стала наградой за усердный труд подготовки к конкурсу и результатом поддержки руководства и педколлектива. Региональный этап открывал для меня небывалые возможности в плане познания нового.Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в профессионализме, в умении продемонстрировать свой стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.Чем стал конкурс «Учитель года» для меня? Могу сказать, что прежде всего осмыслением своего педагогического опыта, следующим шагом на пути профессионального роста, испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил.Участвуя в конкурсе, я испытывала удовлетворенность и неудовлетворенность одновременно. Удовлетворение от общения. Я как губка впитывала новые ощущения, новые знания. Неудовлетворение собой. Мне казалось, все, что я приготовила на конкурс, не так, все глупо.Одним из самых пугающих этапов конкурса было тестирование по предмету. Учитель основ православной культуры – профессия специфическая. В институтах ей не обучают, и все знания по предмету приобретаются исключительно благодаря самоподготовке. Поэтому так пугал этот этап. Но мне необыкновенно повезло. На нашем конкурсе собрались позитивно мыслящие и доброжелательно настроенные учителя ОПК. Вечером в холле гостиницы учителя устроили перекрестный вопрос-ответ. За этот вечер я узнала больше, чем за последние месяцы подготовки.Учитель – это скорее образ жизни. Эту профессию должны выбирать люди, любящие жизнь и детей. Дети ценят педагогов не за имя, не за заслуги, а за человечность и мастерство. Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребенок всегда остается ребенком, для которого самые важные условия обучения – душевность общения и восприятие его как личности. Участвуя в конкурсе, у своих коллег я училась беззаветной преданности профессии, жертвенной любви к ученикам, ставить «я» ученика наравне со своим. Сколько чудесных мастер-классов, уроков добавилось в мою педагогическую копилку! Казалось бы, мы работаем по одним учебникам и программам, должно быть практически все одинаково… Но нет. Каждый учитель в свою деятельность добавлял кусочек души и делился на конкурсе со всеми.Поразило, что среди участников конкурса не было жесткой конкуренции. Атмосфера доброжелательности и взаимовыручки сопровождала весь конкурс. На втором этапе мне досталась для беседы с родителями тема «Дети и деньги». Нужно было к утру подготовиться. Тема очень хорошая и благодатная, но номинация ОПК предполагает, что в разговоре должен быть сделан акцент на православии. Вечером, когда уже все уснули, я никак не могла закончить сценарий родительского собрания. Помощь неожиданно пришла от учительницы из Темрюкского района. Узнав о моей проблеме, она предложила свою помощь, и вместе мы нашли отличное решение. Благодаря совместной находке собрание прошло просто замечательно.Ни разу в жизни я не пожалела о том, что согласилась участвовать в конкурсе. Я не просто познакомилась с коллегами, но приобрела подруг, близких по духу. Со многими участницами конкурса мы продолжаем общаться до сих пор. Конкурс помог систематизировать педагогический опыт, наметить пути для дальнейшего повышения мастерства.Победа для меня была полной неожиданностью. Проходя в следующий этап, я безумно радовалась, но не за свои успехи, а тому, что будут говорить: «Представитель Усть-Лабинского района в следующем этапе!» Ведь на региональном конкурсе я не просто делилась опытом – я представляла свой любимый район. На сцене во время награждения я плакала, сказывалось напряжение последних дней. А еще я была счастлива. В зале сидели мои коллеги из Усть-Лабинска и ликовали. Они приехали поддержать, поздравить меня: это была общая победа.Конкурс «Учитель года» – это школа практического мастерства, кузница закалки характера. Мощный источник мотивации для саморазвития и профессионального роста учителя. Поэтому всем коллегам, которые еще сомневаются, принимать участие или нет, я скажу так: «Отбросьте свои страхи, это будут лучшие дни в вашей жизни. Вы пройдете перерождение и подниметесь на новый уровень – уровень педагогического Олимпа».Ирина ПОЛЯКОВА, учитель основ православной культуры, член профкома, ответственная за информационную работу средней школы №2 Усть-Лабинского районаКраснодарский край
Комментарии