Интернет-коммуникация – интереснейший и полезный материал для проведения школьных лингвистических исследований. И, чтобы работа была интересна ученику, необходимо серьезно подходить к выбору темы исследования. Своими мыслями по этому поводу делится победитель Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», организованного Малой академией наук «Интеллект будущего». Полный вариант этой статьи можно прочитать на сайте Малой академии наук «Интеллект будущего» future4you.
На мой взгляд, выбор темы для школьной исследовательской работы должен осуществляться с учетом не только ее актуальности, но и новизны поставленной проблемы, поскольку обучающийся должен иметь возможность что-то сделать самостоятельно и получить собственные результаты. В изучении интернет-коммуникации есть несколько направлений, которые интересны школьникам и позволят им действительно делать открытия, а не ходить одной и той же проторенной дорожкой.Очень интересно исследовать интернет-жанры, особенно те, которые еще не попали в поле зрения многих исследователей, например комментарий, отзыв, мастер-класс, фанфик. Эти жанры интересны юному исследователю уже тем, что он сталкивается с ними постоянно и во время исследовательской работы имеет возможность по-новому взглянуть на обыденные для него явления.Можно рассмотреть взаимосвязь между жанрами, бытующими в невиртуальной коммуникации, и интернет-жанрами. Так, например, вопрос о статусе фанфикшена относительно художественной литературы представляет несомненный интерес и будет значим для многих школьников.Нельзя не упомянуть изучение креолизованных текстов. Креолизованность – это неотъемлемая черта сетевой коммуникации. Но в данном вопросе в поле зрения школьных работ попадают, как правило, только рассмотрение эмотиконов, да и то подобные исследования носят поверхностный, чисто описательный характер. Однако Мировая сеть, и Рунет в том числе, породила множество речевых произведений, где картинка не просто иллюстрирует высказывание, но и играет значимую роль в коммуникативном акте. Это мемы, демотиваторы, FUUUU-комиксы, котоматрицы и пр. Эти явления очень популярны среди молодых людей и имеют сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.Можно посвятить исследование интернет-фольклору и его персонажам. Это еще одно очень интересное для школьников, но практически не отраженное в их работах направление. Интернет постоянно порождает все новых героев, старые меняются, а главное – они всегда на слуху, о них постоянно вспоминают, а значит, недостатка в материале для исследования у обучающихся не будет.Еще два направления – особенности интернет-пространства, влияющие на ход и качество коммуникации, а также изучение устного языка и устных речевых произведений Рунета.
Интернет-коммуникации – актуальное направление лингвистики, ему посвящено множество работ, в том числе научно-популярных, доступных учащимся, и игнорировать эти исследования ни в коем случае нельзя, так как именно они формируют теоретический и методологический базис будущего исследования, учат школьника работать с теоретическим материалом, отделять главное от второстепенного.
Кемерово, ГБНОУ «ГМЛИ»
Комментарии