Ответы на эти вопросы искали на традиционном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы» два абсолютных победителя Всероссийского конкурса «Учитель года».
Вита КИРИЧЕНКО, директор гимназии №1520: – Моя конкурсная история очень длинная, она длилась практически год – с октября по октябрь. Трудно совместить с работой, но, судя по результатам, возможно: учебный год мы с ребятами закончили хорошо, достойно. В Москве в том году конкурс проводился в новом формате: можно было участвовать через интернет-голосование, я изначально к интернет-голосованию относилась с осторожностью. По условиям конкурса нужно было разместить видеопрезентацию и педагогическое эссе по заданным критериям. С видеопрезентацией мне очень помогла Наталья Михайловна Осипова, бабушка моего ученика, я ей очень благодарна. Всю предписанную работу я выполнила и стала участвовать в традиционных этапах параллельно, потому что когда определилась двадцатка финалистов Центрального округа, нас вывезли в Колонтаево, к этому времени еще не были известны результаты интернет-голосования. О том, что попала в тройку лидеров, которые прошли сразу на городской этап, я узнала уже в Колонтаеве 9 декабря 2011 года. Я запомнила этот день, потому что он разделил мою жизнь на до и после, а конкурс стал еще одной жизнью, теперь уже после всероссийского этапа.Мне часто задают вопрос: «Что мешает сегодня учителю, чтобы профессионально выполнять свой долг, проявлять профессиональную инициативу?» Я не могу вспомнить такое время, чтобы ничего не мешало, в большей или меньшей степени всегда можно найти что-то, что будет оправдывать невозможность выполнения своего профессионального долга и того, что задумал. Но всегда можно, мне кажется, с этим справиться, если очень постараться и захотеть, впрочем, это, наверное, как и в любой профессии.Сегодня в нашем образовании происходит одновременно очень много реформ. Вопрос о целесообразности их одновременного введения открытый, но они уже стали данностью, я вижу задачу школы в том, чтобы достойно справиться с этими реформами, а это образование учебных комплексов, реорганизация школ и их укрупнение, реформы, связанные с апробацией ФГОС уже в старшей школе, перевод школы на электронный документооборот. Школа – живой организм, и, безусловно, каждая школа по-своему проживает все эти нововведения, не каждая школа, наверное, может справиться без потерь со всем тем, что обещает нам хороший результат в будущем.Что меня тревожит? Слово «словесность» уже убрали из стандартов, там есть русский язык и литература. Но меня беспокоит сейчас то, что в проекте закона «Об образовании в РФ» есть статья, в которой предусмотрена итоговая аттестация по родному языку и литературе. Речь, судя по контексту закона, идет не о русском языке и не о литературе, и мне, как словеснику, это кажется странным. Я за то, чтобы была итоговая аттестация только по русскому языку и только по русской литературе, а потом уже рядом упоминали о родном языке и родной литературе. Статус русского языка определяет приоритеты, но в статьях, связанных с ЕГЭ, ни слова нет об обязательном экзамене по русскому языку. Но я еще одновременно ратую и за ЕГЭ по литературе. Если честно, вообще я за три обязательных ЕГЭ – по русскому языку, литературе и математике. С ЕГЭ по английскому языку к 2020 году я согласна, но эти три предмета должны быть обязательными.Когда принимали программу «Столичное образование Москвы», мы на педагогическом совете обсуждали проект программы, вносили наши предложения, часть предложений педагогического сообщества нашла отражение в окончательно принятом документе. Сейчас не будет образовательных учреждений, а будут образовательные организации, это коснется каждого, потому что весь пакет документов, который существует в школе, будет меняться. Сейчас уже невозможно оставаться в стороне от обсуждения важных решений, которые будут приняты. Наша информированность важна, ведь мы говорим с учениками не только на темы того предмета, который преподаем, но и на какие-то другие темы. Мы должны понимать своих учеников, без этого вообще невозможно работать в школе. Школа не исчерпывается уроками, это жизнь. И если все правильно, то школа – это не место, где готовят ученика к жизни, а это место, где он живет.Александр ДЕМАХИН, учитель МХК, искусства и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени Ольбинского, студент режиссерского факультета ГИТИСа:- После победы на Всероссийском конкурсе я получил квартиру и миллион рублей от губернатора Московской области, для нашего региона моя победа важна, так как такая победа была 20 лет назад.У меня два года шла история с конкурсом: два года назад я проходил районный уровень, год назад – областной, в этом году – российский. Я не думал принимать участие в конкурсе, но меня пришли аттестовывать женщины из районного управления образования, которые сказали: «Мы тебя аттестуем, но ты должен участвовать в конкурсе». Вечером того же дня мне позвонили, потом послали на семинар в Лазаревское для подготовки к конкурсу. Я никогда не был на море, а когда поехал туда, понял, что это судьба начала так складываться, и уже не мог в этом не участвовать. У нас в Московской области ты не просто соревнуешься и конкурируешь, есть клуб «Педагог года Подмосковья», пока готовился и участвовал в конкурсе, я входил в этот клуб, мы несколько раз в год собирались. То есть мне кажется, что одна из задач конкурса не только соревноваться друг с другом, но и общаться. Конкурс для этого хороший способ, потому что на областном уровне я начал общаться с самыми разными учителями из Московской области, уже жил мыслями, интересами сообщества, задавал очень много вопросов самому себе. Для меня было принципиально важно, что я участвую в конкурсе как преподаватель МХК, ведь вхождение ребенка в культуру – один из главных подходов к образованию.Что мне сейчас мешает работать?Нужно представить себе эту картинку: ты провел уроки, кружки, в 6 вечера садишься работать, потому что у тебя еще есть некоторое количество журналов, которые нужно заполнить, отчетов, которые нужно сделать, программ, в которых нужно в 50-й раз поменять буквы, цифры. Сейчас говорят о том, что документооборот сокращается, даже Министерство образования и науки РФ об этом говорит, но пока я физически еще этого не чувствую. Если я актеру предложу заполнить 50 бумажек, что он сыграет вечером? Ему нужно отдохнуть, подготовиться, иначе ничего не произойдет. Я тоже не машина, не автомат по выдаче уроков. Сейчас действительно много разных реформ, школ со своим уникальным опытом, которые уже в 90-е начали решать те задачи, которые сейчас есть, например, в новых стандартах, но они их решали немного другими путями и сейчас не вписываются в те предложения стандартов, которые есть. При благих начинаниях необходимо учитывать опыт, который есть в отдельных авторских школах, например в школах Ямбурга, Казарновского. В нашей школе с 1994 года, то есть с момента ее основания, есть курс «История мировых религий», мы его вводили осознанно, понимая, что у человека нет ориентира в этой сфере, сегодня с нашей уникальной авторской программой мы никуда не вписываемся. Что касается МХК, там этот сегмент есть, мне важно его касаться не назидательно, а чтобы дети знали библейские сюжеты, чтобы можно было вводить их в мир культуры.Мне не кажется обязательным, чтобы каждая школа формировала свои позиции по поводу тех или иных реформ, а то в конце концов ее еще обяжут обсуждать и влиять на процесс. Такая возможность просто должна быть, но для того гражданского общества, о котором мы все говорим. У нас один чиновник сказал, что школа – это коридор в вуз. Я же думаю, что школа – это пространство для жизни. Я лучше не буду работать в школе, если не смогу там жить и участвовать в жизни. Главное, чтобы человек чувствовал, что происходит процесс совместной жизни учителя и ученика, я ради этого туда прихожу. Мне в школе не хватает театра, а в театре не хватает школы. Я надеюсь, что это можно как-то совместить. В школе театральные практики были бы бесценны, я надеюсь все это совместить: не бросать ни школу, ни театр.
Комментарии