«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», – говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Эти идеи увлеченно воплощают в жизнь участники педагогических проектов Общероссийской организации «Малая академия наук «Интеллект будущего». С лучшими конкурсными работами педагогов можно ознакомиться на сайте future4you.
В МБОУ «Уваровщинская СОШ» с 2011 года работает научное общество учащихся «Эврика». Дети могут стать его участниками еще в начальной школе, если они интересуются и активно занимаются исследовательской деятельностью. В этом возрасте ребята с удовольствием выполняют практико-ориентированные проекты, которые отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности авторов.Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих авторов проекта. Необходима четко продуманная структура, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, которые позволяют координировать совместную деятельность участников. Так, например, проект «Улицы нашего города» разрабатывался в рамках школьной научно-практической конференции «Начало». Позже данный проект участвовал во Всероссийском конкурсе проектов, проводимом Академией труда и социальных отношений совместно с Союзом журналистов Подмосковья. В ходе работы над одним из этапов проекта ученики 3‑го «А» класса собирали подписи жителей близлежащих улиц, были на приеме у первого заместителя главы администрации г. Кирсанова В.Н.Струсовой. Ребята рассказали о том, что необходимо установить знак ограничения скорости, нанести разметку пешеходного перехода около остановки, которая находится в непосредственной близости от нашей школы. Быстро решить этот вопрос не получилось, так как трасса, проходящая мимо школы, имеет федеральное значение, поэтому установкой знаков, нанесением разметки занимаются областные ведомства. Тем не менее в результате переписки с Управлением автомобильных дорог, с Управлением ГИБДД Тамбовской области необходимые работы были выполнены. Кроме того, был установлен лежачий полицейский на переходе около школы, а освещение данного участка дороги приведено в надлежащее состояние. Ребята наглядно увидели результат своей проектной деятельности и поняли, что даже маленький гражданин своего государства может сделать что-то нужное и полезное для своей улицы, города, страны.
Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок. А педагог выступает в роли скрытого координатора деятельности ребенка. Главное – помочь детям поверить в свои силы.
АНИКИНА Зинаида, МБОУ «Уваровщинская СОШ», Кирсанов
Комментарии